logo
Анализ сочинений детей-эмигрантов и разработка факультативного занятия по истории России периода революции 1917 года и Гражданской войны 1918–1922 гг.

ВВЕДЕНИЕ

История России периода 1917-1922 гг. до сих пор вызывает много споров среди историков. В этот период страну покинуло около 3 миллионов человек. К белой эмиграции первоначально относились все те, кто не принял новую рабоче-крестьянскую власть и покинул Советскую Россию после 7 ноября 1917 г. или же боролся против нее с оружием в руках и вынужден был после поражения бежать за границу, все те, кто, оставшись за рубежом, был лишен потом советского гражданства. Судьба этих людей непосредственно связана с судьбой тех классов и социальных слоев России, которым Великая Октябрьская социалистическая революция вынесла свой приговор. В эмиграции оказались обанкротившиеся политические деятели, помещики и капиталисты, купцы и чиновники разных рангов, генералы, офицеры, солдаты разбитых белых армий, часть буржуазной интеллигенции, члены их семей, просто перепутанные обыватели Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. М.: Мысль, 1987. С. 10.. Эмигранты находили приют по всему миру: Константинополь, София, Париж, Берлин, США, Латинская Америка, Харбин, Шанхай, страны Африки - везде формировалась российская диаспора.

Гражданская война в России, длившаяся с 1917 по 1922/23 годы - одно из ключевых событий в истории страны. Явившись итогом революционного кризиса, она стала апогеем политических, культурных, этнических, социальных и экономических противоречий. Военные действия шли не только на территориях бывшей Российской империи, но и на территории других государств: Ирана, Китая, Монголии.

Наиболее крупными действующими силами в военных действиях были большевики и представители белого движения, так же выделяют «зеленое движение» или «третью силу», которая так же принимала активное участие в войне.

Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной историографии принято выделять сохранявшиеся в России и после Февральской революции социальные, политические и национально-этнические противоречия. Прежде всего, к октябрю 1917 года оставались нерешёнными такие насущные вопросы, как вопрос окончания войны и аграрный вопрос.

Характерной особенностью Гражданской войны была готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей, а так же активное участие иностранных государств. Интервенция стран Антанты и Четвертного союза, в ходе которой они решали свои социально-экономические проблемы, существенно повлияла на ход военных действий.

Итогами войны стали захват большевиками власти, разрушенная экономика, нарушение инфраструктур, разрушенные города. Эстония, Латвия, Литвы, Польша, Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия и часть Армении вышли из состава России. Около 3 млн. человек покинули Россию, эмигрировав в другие государства. Это были представители русского дворянства, офицерства, духовенства, интеллигенции.

Люди, вынужденные покинуть свою родину, всеми силами старались сохранить ее культуру, поэтому в 1920-е годы во многих странах открывались русские школы, русские университеты, где могли обучаться эмигранты. Только свою культуру они считали истинно русской, не принимая новую советскую идеологию и все, что с ней связано.

Объектом данной работы является изучение истории Гражданской войны в России 1917-1922 годов.

Предметом исследования является изучение и анализ сочинений детей-эмигрантов, в которых рассказывается о данных событиях. В частности, внимание обращено на политическую (отношение к воюющим сторонам) и бытовую сторону жизни общества.

Большинство исследователей условно делят отечественную литературу по русской эмиграции на два больших этапа. Первый - с 1917 до рубежа 80-х-90-х (вся литература этого времени вошла в науку под названием "советской"), второй этап - это конец 80-х по настоящее время. Такая периодизация вполне оправданна, если брать в расчет в качестве основного критерия принципиальную разницу методологических подходов в оценке российского прошлого.

Первые работы по истории белой эмиграции появились еще в 1920-е годы. В большей степени это были ответы на вопросы, которые ставила жизнь, призывы бороться со всеми формами контрреволюции даже заграницей. В основном они содержались в публичных выступлениях видных политических деятелей.

Неизбежным следствием такого похода являлись политизированность, субъективизм, обостренная полемичность в оценках и восприятие русского зарубежья. В центре внимания работ А.В.Бубнова Бубнов А. В. Буржуазное реставраторство на втором году НЭПа. СПб.: Прибой, 1923. , Л.В.Луначарского Луначарский А.В. Смена вех интеллигентской общественностью. URL: http://www.magister.msk.ru/library/politica/lunachar/lunaa004.htm , И.М.Калинина Калинин И. На болгарском плацдарме (Из истории взаимоотношений Врангеля и болгарского правительства)// Военная мысль и революция. Кн. 5. М.: Воениздат, 1923., Г.Лелевича Лелевич Г. Как они делали революцию (Февраль в белогвардейском описании). М.: Красная новь, 1923. и др. находились политические настроения внутри разных групп эмиграции. Характеризуя их, авторы пришли к выводу, что в среде эмиграции преобладает психологический надлом белых боевиков, потеря надежды на возвращение на родину и сопряженные с этим пессимизм, моральное разложение. Значительная роль отводилась пропаганде различных форм и методов борьбы советской власти с противоборствующими силами. Таким образом, начальный период изучения эмиграции (1920 - 1925 гг) можно характеризовать как утилитарный, основной задачей которого была борьба с противниками новой власти, а не научное исследование явления.

Но так же стоит отметить, что в этот же период выходит немало работ, имеющих отличный характер, вступающих в дискуссию с официальной точкой зрения. К таковым можно отнести работы Л. Владимирова Владимиров Л. Возвратите их на Родину! Жизнь врангелевцев в Галлиполи, Болгарии. М. 1924., А. Слободского Слободский А. Среди эмигрантов. Харьков: Пролетарий, 1925., И. Лученкова Лученков И. За чужие грехи. Казаки в эмиграции. М.; Л.: Земля и фабрика, 1925. и других авторов, посвященные выживанию эмигрантов в новых условиях.

Крайне радикальным становится отношение к эмигрантам в 1930-х годах. В работах Е. Михайлова Михайлов Е.А. Белогвардейцы - поджигатели войны. М.: Воениздат, 1932., В. Аварина Аварин В. «Независисмая» Манчжурия. Л.: Партиздат, 1934., В. Минаева Минаев В. Подрывная деятельность иностранных разведок в СССР. М.: Воениздат, 1940. и других авторов основное внимание сосредоточено на теме «уничтожения вражеской идеологии». В этот период окончательно складывается представленье об эмиграции как о вражеской силе.

С 1950-х годов в исследованиях по данной теме происходят изменения, связанные, прежде всего, с «оттепелью», а резкие критические высказывания сменяются более сдержанными. В работах советских историков конца 50 и особенно 60-х годов (А. И. Брюханов, М. К. Гаврилов, В. А. Кармышев, И. Я. Трифонов) тема русской эмиграции постепенно освобождается от фальсификаций, наполняется новыми историческими взглядами, эмигранты не только осуждаются, но и заслуживают сочувствия. Примером эволюции взглядов отечественных авторов, переосмысления позиции в отношении политических противников является монография Л. М. Спирина Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России. М.: Мысль, 1968., вышедшая в 1968. На широком историческом фоне, с использованием разнообразных источников автор представляет драматическую картину идейного "плюрализма" времен Гражданской войны, завершившуюся исходом из страны миллионов политически активных, деятельных граждан.

Важным шагом в этом направлении, способствовавшим изменению устоявшихся за десятилетия стереотипов восприятия эмиграции, стала публикация воспоминаний бывших эмигрантов. Мемуары Л. Любимова, И. Эренбурга, Б. Александровского позволили увидеть в новом свете жизнь российских изгнанников, всю ее сложность и противоречивость.

Возрождение эмигрантской проблематики в 70-е - 80-е годы также объясняется, прежде всего, расширением источниковой базы. Советские историки получили возможность познакомиться с материалами Русского заграничного исторического архива (РЗИА), архивными фондами советских спецслужб и т.д. В поле зрения отечественных исследователей все чаще стала включаться западная историография. На смену обобщающе-негативного определения приходит осознание сложности политической, культурной и социальной палитры Русского Зарубежья, происходит расширение тематики и проблематики в изучении эмиграции.

В постсоветской историографии тема эмиграции продолжает быть актуальной, но наиболее привлекательными являются политическая и военная ее стороны.

Среди источников по вопросам культуры Русского Зарубежья выделяются особым пластом источники личного происхождения, так как среди эмигрантов была жива традиция писать дневники и письма, а многие известные деятели культуры оставили свои воспоминания. Среди этих источников можно особенно выделить сочинения детей-эмигрантов, их воспоминания о событиях 1917-1922 гг.

Большая часть этих школ располагалась в Восточной Европе (Бельгия, Чехословакия, Эстония, Югославия), где на 125 000 эмигрантов действовало 37 средних учебных заведений. В Западной Европе, куда был направлен основной поток эмиграции, на 350000 беженцев из России было только 3 русские школы, в которых обучалось около 500 детей Руднев В. Несколько цифр/ В. Руднев// Дети эмиграции. Воспоминания/ под ред. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. С. 237..

12 декабря 1923 года в русской гимназии в Моравской Тшебове в Чехословакии был проведен один эксперимент. Учащимся задали сочинение на тему «Мои воспоминания с 1917 года по день поступления в гимназию». После этого просьбы о подобном сочинении были направлены в разные русские школы Западной Европы. Результаты должны быть направлены Педагогическое Бюро. В итоге к 1 марта 1925 года в Бюро были направлены 2403 сочинения, около 6500 страниц текста. Данные работы являются источниками по многим темам: быт, общество, семья, религия, политическая, экономическая, социальная и духовная сферы, общая атмосфера в стране или в каком-либо конкретном регионе в годы революции и Гражданской войны.

Изучением работ этих детей занимались многие ученые и историки и педагоги, которые проанализировали материал, классифицировали его и сделали выводы.

В. Зеньковский, который первым обработал материал, полученный в ходе этой акции, провел огромную работу по классификации сочинений. Им было выделено три типа повествования, которые зависят от возраста учащегося:

1 тип - дети младше 10-12 лет. Их работы - это сухие протоколы, перечни событий, фактов.

2 тип - работы мальчиков до 14-16 и девочек до 17-20 лет. В этих сочинениях присутствует живое повествование, так как дети пережили все описываемые события уже в сознательном возрасте.

3 тип сочинений - это рассуждения, которые чаще всего встречаются в работах юношей старше 7-8 классов гимназии. У старших девушек так же встречаются такие работы, но реже.

Еще одна классификация, которую разработал В. Зиньковский - это классификация борьбы с прошлым. Здесь он выделил 4 ступени.

1 ступень - полное или почти полное забвение.

«В сердце моем от прошлого осталась только большая немая боль».

2 ступень отличает наличие воли к забвению.

«Тяжелое затаилось и заглохло в моей душе, от него отворачивается душа».

3 ступень, наоборот, отличается отсутствием воли к забвению. Это, как отмечает автор, больше характерно для девочек, нежели для юношей.

4 ступень характеризуется тем, что прошлое так повлияло на ребенка, что не отпускает его, не дает покоя Зеньковский В. Детская душа в наши дни/ В. Зеньковский// Дети эмиграции. Воспоминания/ под ред. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. С. 137-140..

В. Левитский в своей статье «У последней черты», которая так же посвящена изучению сочинений детей-эмигрантов, выделяет ряд особенностей этих работ, в которые входят попытки шутить, теплое отношение к школе, в которой они сейчас обучаются. Также он дает ряд рекомендаций по воспитанию детей, которые пережили подобные события Левитский В. У последней черты/ В. Левитский// Дети эмиграции. Воспоминания/ под ред. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. С. 222-231..

Статья «Наблюдения и выводы» А. Бема тоже посвящена особенностям детских сочинений и изменений в психике детей, прошедших через такие события. В своей работе он отмечает жестокость этого эксперимента, но при этом отмечает огромную ценность данных воспоминаний Бем А. Наблюдения и выводы/ А. Бем// Дети эмиграции. Воспоминания/ под ред. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. С. 187-221.

Изучением работ школьников так же занимался Скобкин, который в своей статье «Педагогика в эмиграции», обобщил предыдущие работы, подвел итоги работ его предшественников Скобкин В. Педагогика в эмиграции/ В. Скобкин// Дети эмиграции. Воспоминания/ под ред. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. С. 238-242..

Исследованию воспоминаний детей-эмигрантов посвящена статья А. Попофф Попофф А. Российская молодежь в эмиграции (1920-е гг.) и ее индивидуальная память о гражданской войне: опыт насилия и стратегии осмысления/ А. Попофф// Горизонты локальной истории Восточной Европы в XIX-XX веках/ под ред. И. В. Нарского. Челябинск: Каменный пояс, 2003. С. 193-209., в которой наибольшее внимание уделено теме насилия. Автор отмечает, что данная проблема упоминается в множестве работ, но не разрабатывалась отдельно. Опираясь на воспоминания детей, автор проводит анализ участия детей в военных действиях, антисемитизма и погромов, изнасилования, террора и делает вывод не только об изменении в психике детей, но и о роли данных работ в изучении истории гражданской войны. Приводя примеры из сочинений учащихся старших классов, которые помнили события, автор так же опирается на исследования других историков, занимавшихся исследованием проблемы насилия и террора: С. Мельгунова Мельгунов С. Красный террор в России 1918-1923. Берлин: Ватага, 1924., И. Шехтмана, а так же ряд статей немецкий и английских ученых.

Данная работа посвящена изучению сочинений, а точнее их анализу на предмет ряда тем:

1. Белое и красное движение.

2. Общество и семья.

Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в своем большинстве работы с анализом данных сочинений имеют педагогическую направленность, с точки зрения истории им уделено крайне мало внимания. Данные вопросы ранее упоминались в работах лишь вскользь, без должной глубины и тщательности. При этом стоит отметить, что в сочинениях учащихся старших классов, с высокой достоверностью отражены события истории.

Изучение сочинений детей-эмигрантов позволяет увидеть мир глазами детей. Они отличаются экспрессивностью, меткостью, образностью, но при этом им свойственна объективность и чувство справедливости. В этих сочинениях часто подмечаются мелкие детали, которые неприметны взрослому глазу - в этом и заключается их ценность.

Несмотря на разноплановый анализ этих сочинений, они, в большинстве своем, неизвестны широким массам, а в них содержится очень много информации по периоду 1917 - 1922 гг.

Целью данной работы является анализ сочинений детей-эмигрантов и разработка факультативного занятия по истории России периода революции 1917 года и Гражданской войны 1918 - 1922 гг. на основе этого анализа. При изучении данной темы основными задачами стали:

- анализ сочинений детей-эмигрантов;

- выявление в данных работах материала по ряду ключевых тем, а именно, политической и социально-экономической обстановке в России в указанный период глазами детей;

- изучение специфики факультатива, как вида учебной деятельности;

- анализ роли источников личного происхождения в изучении истории в школе;

- разработка факультативного занятия на основе источников личного происхождения, а именно воспоминаний детей-эмигрантов о событиях периода революции 1917 года и Гражданской войны 1918 - 1922 гг.

Эти сочинения не используются при изучении истории этого периода в рамках школьной программы, но они могут показать уже известные события с позиции ребенка, которая будет близка школьнику, поэтому помимо образовательной функции работа с такими источниками имеет так же и глубокий воспитательный подтекст. Изучение сочинений детей-эмигрантов в рамках факультатива по истории позволит учащимся увидеть не только общую атмосферу, которая царила в стране в тот период, но и понять личное отношение авторов к ним, что позволит воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и может помочь в изучении темы.