logo
Анализ становления системы образования на Кубани в XIX – начале XX веков

Введение

Изучение истории культуры Кубани - важнейшая задача историков. Необходимость ее решения давно назрела, так как возникло явное несоответствие между степенью изученности социально-экономических процессов, с одной стороны, и культуры края - с другой. Изучение проблем развития системы образования на Кубани и в наше время не утрачивает своей актуальности. В исторической литературе еще не получили достаточно четкого и обстоятельного освещения такие принципиально важные вопросы, как становление системы развития просвещения, профессиональных школ, курсов и т.д. Нет специальных исследований таких важнейших вопросов, как истории возникновения общественных культурно-просветительных организаций, сети внешкольных учреждений. Остается не до конца изученным вопрос пропаганды литературы.

Актуальность темы исследования определена тремя обстоятельствами. Во-первых, невозможно заниматься проблемами просвещения и воспитания подрастающего поколения, не имея четкого представления о том, как обстояло это дело раньше. Во-вторых, нельзя создавать что-то новое, не учитывая опыта и ошибок прошлого. В-третьих, современное состояние Российской системы образования во многом напоминает ситуацию на Кубани, сложившуюся в начале XIX века, когда хорошее образование могли получить дети привилегированных казаков, располагающих значительными денежными средствами.

Целью данной работы является рассмотрение развития системы образования на Кубани в XIX - начале XX века. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

показать основные проблемы развития системы образования в данный период в России;

проследить процесс становления образования на Кубани в предреформенный период;

проанализировать деятельность школ, гимназий и училищ, открытых в XIX - начале XX веков;

дать характеристику женского образования;

показать деятельность декабристов и их роль в развитии системы образования.

Методологической основой являются важнейшие принципы исторического познания - историзм и объективность. Кроме того, в качестве методов исследования использованы следующие: историко-генетический, позволяющий последовательно раскрыть свойства, функции и изменения реальности в процессе ее исторического движения. С его помощью познание избранной темы для дипломной работы шло последовательно от единичного к общему и всеобщему. Указанный метод сочетается с историко-сравнительным, так как без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Он дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений, а также проводить сравнение в пространстве и времени, позволяет раскрыть сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов, выявлять необходимое и закономерное, позволяет исследовать богатый статистический материал, выявленный в ходе изучения источников.

Историография данной темы в связи с ее неизученностью невелика. Много вопросов остается не до конца изученными, а некоторые и вовсе не раскрыты до сих пор.

В дореволюционный период проблема развития системы образования была наиболее полно раскрыта в работах, принадлежащих перу таких известных историков, как Ф.А. Щербина, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицин, А.Д. Ламонов и других [1]. Все они содержат интересные сведения об организации просвещения в войске, об устройстве и системы работы войсковых школ и училищ, о правилах приема в средние учебные заведения. Ф.А. Щербина в "Истории Кубанского казачьего войска" (1913 г.) проводит аналогично с Запорожской Сечью, показывает, как там обстояло дело с получением образования и с какой базой запорожцы переселились на Кубань, уделяет в работе много места стараниям исторических личностей в деле открытия школ, таким как атаманы Ф.Я. Бурсак, Г.А. Рашпиль, войсковой протоиерей К.В. Россинский, стремлению населения обучать своих детей любыми имеющимися способами, о слабой поддержке просвещения со стороны центральной власти и отсутствии постоянных источников для содержания школ и преподавателей.

К сожалению, в работе Ф.А. Щербины остался неосвященным кадровый состав дирекции народных училищ в войске, нет анализа образовательного уровня педагогов. Автор также прошел мимо такого важнейшего вопроса, как социальный состав учащихся учебных заведений. Несмотря на изобилие цифр и фактов, работа не посвящена непосредственно вопросам воспитания и образования [2].

Не выходит за рамки констатации отдельных фактов из истории просвещения в Черномории книга И.Д. Попко "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" (1858 г.), рассказывающая о гражданском и военном быте черноморского казачества. В художественной форме автор описывает краткость обучения, состоявшего из трех поприщ: грамматики, часослова и псалтыря [3].

Весьма схематично освещено народное образование в работе П.П. Короленко "Двести лет Кубанского казачьего войска (1696-1896 гг.)" (1991 г.) [4].

"Памятная книжка Кубанской области за 1880 год" (1881 г.), изданная под редакцией Е.Д. Фелицина, содержит богатый материал о существующих в этот период учебных заведениях, о правилах приема в средние учебные заведения. Важное место в указанном труде занимает анализ уровня образования в каждом из семи отделов Кубанского казачьего войска [5].

Историк А.Д. Ламонов в "Историческом очерке о заселении станицы Кавказской" (1993 г.) показывает положение дел в области просвещения у линейных казаков, причем живописно изображает положение учителя, который, чтобы как-то содержать семью, занимается на уроке не учениками, а выполняет работу по заказу станичников [6].

Однако в работах А.Д. Ламонова, Е.Д. Фелицина, П.П. Короленко дала лишь статистика существующих школ и училищ, но не показала этапность развития образовательной системы, ничего не говорится о том, как был налажен контроль за деятельностью образовательных учреждений со стороны соответствующих органов и существовал ли межшкольный обмен опытом, единые нормы и правила преподавания.

При работе с дореволюционной литературой очевидно то, что в ней недостаточно внимания уделяется проблемам нравственного и физического воспитания казаков и казачек. По всей видимости, народная педагогика у казаков имела настолько сильное развитие, что представляла собой стройную, четко отлаженную систему воспитания, где не было проблем, обращающих на себя внимание современников.

Советская историография просвещения в Кубанском казачьем войске весьма небольшая. Главная причина этого в том, что длительное время в послереволюционной литературе, наблюдалось пренебрежительное отношение к дореволюционному образованию, а между тем его незнание часто приводило к ошибкам и просчетам в обучении. Несмотря на это, по-прежнему выходили работы, подвергающие критике систему дореволюционного образования на Кубани, постоянно указывающие на его неспособность ликвидировать полностью неграмотность и бесконечно подчеркивающие превосходство советской системы. Естественно, при таком преимущественно одностороннем подходе говорить об объективном изложении имеющегося материала не приходится. Вот почему такие работы как "Кубанские станицы" (1967 г.) историка К.В. Чистова, "Край наш кубанский" (1972 г.) И.И. Степанова и другие не давали полного представления о развитии образования в Кубанском казачьем войске, освещая его фрагментарно и, в основном, повторяя еже известные факты. К сожалению, все эти вышеназванные недостатки относятся и к последнему крупному труду историка И.Я. Куценко "Кубанское казачество" (1993 г.). Создается впечатление, что автор поставил задачу взять реванш по выявлению только негативных моментов в истории дореволюционного казачества [7].

Особого внимания заслуживает труд коллектива авторов: И. Горловой, А. Манаенкова, В. Лях "Культура кубанских станиц" (1993 г.). В нем достаточно полно изучено школьное дело в дореволюционный период Кубани. Несомненной заслугой авторов этого труда является комплексный подход к освещению темы, при котором подняты многие вопросы, ранее мало изученные. Так, например, здесь дается развернутый материал о деятельности общественных организаций, способствующих распространению в казачестве, информация о развитии библиотечного дела на Кубани. При этом показана динамика развития просвещения в кубанских станицах, поэтапное становление образовательной системы [8].

Подробное описание событий из истории развития просвещения в казачестве есть у кубанского историка В. Бардадыма. В его "Этюдах о Екатеринодаре" (1992 г.) можно найти биографию кубанских просветителей К.В. Россинского и К.Г. Живило, а также информацию об училищных зданиях и историю их строительства [9].

Оригинальным исследованием является монография А.Н. Ерешеевой "Между прошлым и будущим" (1988 г.), в которой впервые исследуется культурная жизнь в предреформенный период. Как исследователь-историк, автор стремился проявить и сохранить бережное отношение к публикациям своих предшественников [10].

В постсоветский период наиболее полно проблема развития образования раскрыта в работах Емельянова Ю.Н. Так, например, в работе "Ко вопросу об этапах развития системы просвещения на Кубани с 1772 по 1913 гг." (1997 г.) автор прослеживает несколько этапов становления и развития образования, характеризуя каждый из них [11]. Научный интерес также представляет работа "Вклад интеллигенции в развитие просвещения у казаков Кубани" (1998 г.). В ней достаточно полно изучена деятельность благотворительных обществ, декабристов, их влияние на развитие образования на Кубани [12]. Особого же внимания заслуживает исследование "Просвещение и воспитание в Кубанском казачьем войске" (2003 г.), в котором дается оценка уровня образования и воспитания у казаков Кубани, подробно описывается деятельность школ, училищ, гимназий, открывающихся в XIX - начале XX вв., их кадровый состав [13].

Источниковую базу составляют документы, опубликованные в сборниках документов и хрестоматиях. Так, например, сборник документов православной церкви на Кубани (2001 г.) содержит архивные документы, большинство которых впервые вводится в научный оборот [14]. Хрестоматия по истории Кубани (1975 г.) под редакцией В.П. Малышева, сборник документов "Екатеринодар-Краснодар" "Два века города в датах, событиях, воспоминаниях" (1993 г.) под редакцией И.Ю. Бондарь, хрестоматия по истории Кубани (1975 г.) под редакцией Херетлева также содержат большое количество документов и материалов, помогающих восстановить события того времени и проследить за развитием образования на Кубани [15].

Территориальные рамки. Данная работа охватывает территорию всей Кубанской области: город Екатеринодар и кубанские станицы, окружающие его в исследуемый период.

Хронологические рамки. Нижняя временная граница исследования отмечена началом XIX века, когда происходило возникновение образования на Кубани. Верхняя же временная граница отмечена началом XX века, то есть до революции 1917 года.

Практическая значимость работы. Результаты данного исследования составляют объемный материал регионоведческого характера, необходимый при изучении истории родного края.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.