logo
История восстания декабристов

«Союз спасения», «Союз благоденствия», «Русская правда».

9 февраля 1816 года. В одной из казарм лейб-гвардии Семеновского полка собрались несколько молодых гвардейских офицеров. Среди них Никита Муравьев - сын наставника императора, Сергей Трубецкой, два брата Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. На их лицах возбуждение, они спорят, шумят.

Никита Муравьев громко говорит: «В условиях самодержавной царской власти, когда и дышать мучительно трудно, где даже вздох мужика подвижен издевательствам и мукам, мы, офицеры России, молчим. Довольно молчать!»

День 9 февраля 1816 года станет памятным в истории России. Группа молодых офицеров создала свое первое тайное общество, которое они назовут «Союзом спасения», а несколько позже - «Обществом истинных и верных сынов отечества». К этому обществу присоединятся Павел Пестель, Иван Пущин, Михаил Лунин…

Около 30 молодых людей, преимущественно гвардейских офицеров, поклянутся, что единственной целью их жизни будет борьба против крепостного права, за введение в России конституционных законов, ограничивающих абсолютизм.

Тайное общество имеет свои ритуалы, торжественные церемониалы, заимствованные у масонских лож. Но это только в самом начале их пути. Вскоре, они понимают, что вступила на путь, который не нуждается в таинственных символах. Отныне им предстоят горячие политические споры и борьба. Придет день, когда они начнут тщательно обсуждать планы восстания и цареубийства.

Споры разгораются вокруг конституции. Никита Муравьев считает, что конституция должна быть монархическая. Другой, общепризнанный вождь и теоретик декабристов, Павел Пестель - сын генерал-губернатора Сибири Ивана Пестеля, недоверчиво относился к монархической конституции: «…Я находил по моим понятиям неоспоримые доказательства в непрочности монархических конституций и полные, достаточные причины в недоверчивости к истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей.… Все сие произвело, что я сделался в душе республиканец».

В одном сходятся мнения сторон, что «русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть собственностию никакого лица и никакого семейства».

Собрания декабристов устраивались в домах отдельных членов Тайного общества, среди роскоши и богатства не умолкали споры и поиски верного пути переустройства России.

В 1818 году была произведена реорганизация Тайного общества. На основе «Союза спасения» возникла новая тайная организация - «Союз благоденствия». Этот «Союз» значительно возрос, в него входило более двухсот человек, и имел отделения в Москве, Кишиневе, Тульчине и др. городах.

Устав «Союза благоденствия» был назван «Зеленой книгой», так как был написан в тетрадке с зеленой обложкой. Его разработали Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Михаил Муравьев и Петр Колошин.

Декабрист Николай Басаргин в своих воспоминаниях писал: «Так называемая «Зеленая книга» - плод юношеских, но чистых побуждений первых учредителей «Союза благоденствия». В ней излагались открытые цели общества. Тайная цель подразумевалась и при необходимости дополнялась тем, чего не было сказано в ней открыто. «Зеленая книга» вначале была известна лишь учредителям, но затем и главным членам общества».

Многочисленность Тайного общества имела и свои отрицательные стороны. В него вошли и случайные люди. Нашлись и такие, которые путем доноса и предательства намеревались сделать карьеру.

Теперь мы знаем имена этих доносчиков: М.К.Грибовский и А.Н. Ронов. По их доносам под полицейский надзор были взяты генерал Михаил Орлов, полковник Павел Граббе, генерал М.А. Фонвизин и многие другие.

Главное руководящее ядро «Союза благоденствия», состоявшее из старых и испытанных борцов, предпринимает тактический ход: оно объявляет, что «Союз благоденствия» прекращает свое существование навсегда. В Москве созывается собрание членов «Союза» в расширенном составе, на котором присутствовали генерал С. Волконский, М. Нарышкин, Н. Комаров, П. Колошин, И. Бурцов и ряд других лиц. Николай Тургенев как президент официально объявил присутствующим, что «Союз благоденствия» больше не существует. Так Тайное общество было очищено от ненадежных и подозрительных членов.

Были созданы центры в Петербурге, так называемое Северное общество, и в Тульчине - Южное общество. В 1822-1823 годах на юге была учреждена Васильковская управа во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом и молодым Михаилом Бестужевым-Рюминым. Эта управа считалась частью Южного общества Пестеля.

Между Северным и Южным обществами проходили споры по программам и тактическим вопросам. Северное общество стремилось к конституционной монархии. Члены этого общества хотят победы, по возможности бескровной, мечтают через Сенат ввести конституцию и дать свободу народу. Поэт Кондратий Рылеев заявлял своему оппоненту Павлу Пестелю, что хотел бы видеть Россию вначале с императором, «чья власть не должна превышать полномочий любого президента». Но для Павла Пестеля существовал только один путь - революция, которая провозгласит республику в России. И вся династия Романовых будет уничтожена.

Даже царские судьи признавали, что Пестель «одарен от природы способностями, более высокими, чем обычные, является главной пружиной деятельности общества».

Десять лет работал Павел Пестель над «Русской правдой». Это колоссальный памятник политической мысли, духовный синтез идеологии декабристов. «Русская правда» стала политической платформой Южного общества.

13 декабря 1825 года был взят под арест Пестель. В ходе допросов выяснилось место, где была скрыта «Русская правда». Очень быстро она была переправлена в Зимний дворец. Император бегло прочитал несколько страниц и махнул рукой. Рукопись забрали со стола, и отправила на вечные времена в тайники государственных архивов.

Целых 80 лет «Русская правда» была за семью печатями. Повеяли новые времена. В 1905 году грянула революция, а год спустя известный русский историк революционного движения в России П.Е. Щеголев сумел опубликовать «Русскую правду». Из глубин минувшего века зазвучал голос Павла Пестеля. Он говорит о необходимости свержения самодержавия, всей старой политической надстройки, введения демократических свобод. Он ратует за решительное уничтожение крепостничества. Он пишет своим наклонным, красивым, со многими завитками и старинными атрибутами почерком:

«Русские были доныне несчастными жертвами зловластия предыдущих правительств и безжалостной, безрассудной, бессовестной корысти дворянского сословия!»

«Русская правда» - это самый всеобъемлющий, самый радикальный проект дворян-революционеров.

Будущую конституцию России Пестель назвал «Русская правда» в честь древнего русского законодательного памятника Ярослава Мудрого. Таким образом Пестель стремился почтить память великой Древней Руси, возвеличить преемственность русской национальной традиции.