logo
История государства и права Беларуси

3. Становление права древней Беларуси и его характеристика

Возникновение государств на территории Беларуси сопровождалось формированием права. Доминирующим правом в древности было обычное, неписанное право, источником которого были обычаи, возникшие из общинных отношений, и санкционированные государством. По мере формирования государства складывалось и право, преимущественно из обычаев и норм поведения, выгодных господствующему классу. Результатом стала несовместимость права и справедливости. По мере того, как усиливалось напряжение в обществе, возникла необходимость в более четком определении всех сторон общественной жизни, что можно было сделать только посредством писаного права, нормы которого в определенной мере ограничивали произвол феодальной администрации. Раннефеодальное право предусматривало равноправие свободных людей и мягкость наказания, но в то же время феодалы пользовались определенными привилегиями, закреплялось полное бесправие рабов. Писаное право не заменило обычное, они действовали на равных условиях, дополняя друг друга, или изменяя отдельные нормы, содействуя укреплению существующей власти. Первыми нормативными актами писаного права являлись договоры, грамоты князей. [2, 9].

Обычным правом в древности регулировались все правоотношения: структура и компетенция государственных учреждений, права и обязанности разных классов, социальных групп населения, гражданские, семейные, земельные, судо-процессуальные, и др. На территории Беларуси обычное право было господствующим до 15 в. Только с 15 в. оно постепенно вытеснилось писаным правом. [2,9-10]

Для древнего обычного права характерны такие черты, как: партикуляризм, традиционализм, дуализм. Партикуляризм связан с наличием в каждой местности своих обычаев, правил, норм, отсутствием общегосударственной правовой системы. Традиционализм правовых норм обусловлен в большинстве своем воздействием церкви. Церковь придерживалась правовой теории, в основании которой лежало учение о том, что во всем свете, раз и навсегда, установлен Богом неизменный порядок. Каждого, кто пытался критиковать, или изменять социально-экономическую, политическую или правовую систему, обвиняли в выступлениях против церкви. Это ограничивало законодательную деятельность князя, так как он не был уполномочен создавать или изменять существующие нормы права. Дуализм обычного права заключал в себе идею полного бесправия рабов и формального равенства свободных людей. С дальнейшим развитием феодальных отношений простые люди начали ограничиваться в трудоспособности. [2,9-10]

Наиболее древними документами писаного права были грамоты, касающихся отношений Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а так же множество договоров белорусских земель с немецкими городами. Так же договора заключались и с греками. [2,10]

С греками было заключено четыре договора:

в 907 году, когда Олег в походе на греков дошел до Константинополя, он заставил греков заплатить выкуп по количеству его воинов, после чего заключил мир с царями Александром и Львом. В договоре были отмечены такие обязательства греков, как: платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидели князья - подручники Олега, давать корм тем русским, кто приходит в Византию, а русским гостям - месячное содержание. Греки же всего лишь прибавили оговорку, чтобы русские не разбойничали в окрестностях Византии и в самой Византии;

в 911 году, в Византии, через послов Олега, был заключен второй договор. Он имел уже большее юридическое содержании: урегулировал отношения уголовные и гражданские между греками и русскими, находившимися в Византии, взаимный выкуп и возвращение на родину рабов - пленников, международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушение;

в 945 году заключен третий договор с греками, который включал в себя статьи из договоров 907 и 911 гг., с некоторыми изменениями не в пользу русских, и добавку о пограничных землях;

в 971 году Святослав терпит поражение от греков и заключает четвертый договор с греками о вечном мире с греками. Договоры не устанавливали каких-либо норм для русского права, но имели очень большое значение для его истории. Под влиянием Византийской культуры русские впервые делают попытку выразить нормы своего права в письменной форме, после чего делают их для себя обязательными. Такое же значение имели и договора с немцами, не смотря на то, что заключались они в более позднее время - 12-13 вв. Договоры с немцами заключали западные земли: Смоленская, Новгородская, Галицкая и Полоцкая. Нормы, которые содержались в этих договорах, благодаря культурной близости обеих сторон, были практически идентичны. Там, где немецкое право шло в разрез с русским - русское брало верх. [8,15]

В конце 10 в. Русь принимает христианство. Естественно, это произвело огромный переворот во всех сферах правовой жизни, так как обычное русское право противоречило учениям христианской морали и церковного права, приехали множество лиц из Византии, которые привыкли к своему праву, и ни в коем случае не хотели его менять, и т.д. Такой переворот мог привести к тому, что местное право было бы полностью заменено другим. Но обычное русское право отличалось своей устойчивостью, поэтому появилась только необходимость усвоить церковное право и частично и свободно заимствовать некоторые кодексы византийского права. Византийское право оказало влияние на русское: членовредительские и болезненные наказания заменились денежными штрафами, было назначено определенное число послухов (в зависимости от важности дела), закон о подделке монеты был заменен другим (так как на Руси монеты еще не чеканились). [8,15-16].

Так, переворот, вызванный принятием христианства, стимулировал и самостоятельную законодательную деятельность. Первый закон появился в форме уставов. Первоначально в законе допускалась неопределенность формы, его возможно было изменять без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах определялись пределы суда, назначается содержание церкви, а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений, которые имели связь с семейным правом и нравственностью. [8, 16].

Таким образом, из изученного материала различных историков видно, что право хотя и начинало развиваться, появлялось "писаное" право, главенствующую роль в обществе 9-13 вв. все же имело обычное право. Причем, ни о каком равноправии в тот период времени не могло идти и речи. Чем больше материальных благ имел человек, тем выше он стоял в обществе. А чем выше положение в обществе - тем больше прав.