1. Конфессиональный состав Российского общества до прихода новой власти
С 20-30-х годов сложилась точка зрения, согласно которой церковь, особенно православная, безоговорочно придерживалась лишь промонархических позиций, верой и правдой стояла за интересы самодержавия, враждебно относилась к антицаристским отношения в обществе. Однако эта точка зрения верна лишь наполовину и, конечно, не даёт всей полноты исторической картины.
На самом деле в церкви ещё до начала 1917 года происходили сложные и противоречивые процессы. Да и само общество было очень многолико, многоконфессионнально, что являлось одной из самых отличительных особенностей России. Только православных в это время в империи было порядка 115-125 млн. человек. Да ещё около четверти миллиона человек православного духовенства и монахов с монашествующими. Около 20 млн населения Средней Азии, так называемого Востока России, как заявляло мусульманское духовенство, целиком являлось приверженным исламу. И это не считая, по меньшей мере, 5-6 млн прихожан 6500 мусульманских приходов с 12 тыс. человек исламского духовенства, проживавших в центральной части России, в Поволжье, На Северном Кавказе, Урале, в Сибири. Всего же неправославного духовенства в России было примерно 100 тыс. человек. Таким образом, учитывая число духовенства и прихожан протестантских, старообрядческих, католических, иудейских и других общин, имевшихся в России, следует сделать вывод, что к 1917 году абсолютное большинство населения страны составляли верующие. С цифрой в 125 млн. человек православных верующих, называемой тогда руководством Русской православной церкви, ещё можно поспорить, но опровергать, как это делала позднее антирелигиозная пропаганда, тот факт, что подавляющая часть населения России являлась верующей, невозможно. Это подтверждала и государственная статистика. Так, по данным «Ежегодника России за 1904 год», изданного государственными статистическими ведомствами в Санкт-Петербурге в 1905 году, можно получить представление о составе верующих в стране. С некоторыми небольшими поправками эти данные можно принять расчётными и для 1917 года, так в ситуациях за это время вряд ли могла радикально измениться. Православные и старообрядцы в России составляли 70 % населения, последователей ислама - 10,8 %, иудеи - чуть более 4 %, протестанты - 4,85 %, прочие - 1 %. Эта гигантская многоконфессиональная людская совокупность и являлась тем самым российским обществом, в котором к началу 1917 года начались необратимые революционные процессы. И потому неправильно утверждать, что церковь в целом противилась радикальным преобразованиям в обществе Алексеев Валерий Аркадьевич. Иллюзии и догмы.- М.: Политиздат, 1991. - С. 3.
- Введение
- 1. Конфессиональный состав Российского общества до прихода новой власти
- 2. Религиозная политика новой власти
- 2.1 Первые законодательные документы, отделяющие церковь от государства
- 2.2 Меры по отделению церкви от государства
- 2.3 Атеистическая пропаганда
- 2.4 Отношение новой власти к «инородцам»
- 11. Государственное устройство, права и обязанности граждан по Конституции 1918 г
- Советское государство и Русская православная церковь в 1917-1953 гг.
- 8.2. Культурная революция. Государство и церковь в Советской России – ссср в 1918 – 1940 гг.
- 7. От декрета "о религиозных объединениях" 1929 года до II мировой войны
- Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
- 13 Августа 1946 года начальник управления пропаганды цк партии Георгий Федорович
- Структура управления государством по Конституции рсфср 1918 года
- Тема 44. Страна после войны (1946 - 1953 гг.)
- 28. Резолюция Новосибирского окружного совещания избачей по массовой, художественной и антирелигиозной работе в деревне