logo
Арабское завоевание

Введение

К началу нашей эры Аравийский полуостров населяли многочисленные племена арабов, большей частью проживающих вдоль побережья. Главным их занятием было скотоводство, хотя здесь жили и земледельческие племена. Выделившаяся родовая знать стремилась прибрать к рукам лучшие пастбища, они владели большими стадами овец, табунами коней и верблюдов. В их подчинении были не только рабы, но к ним часто нанимались на работу и простые свободные соплеменники. Основные вопросы решал совет старейшин, избиравший главу племени.

Благодаря выгодному географическому положению полуостров пересекали торговые пути, способствовавшему возникновению и процветанию городов, развитию торговли, ремесел. Кроме того, торговля способствовала оседанию здесь больших денежных средств, развитию ростовщичества. Религиозным верованиям характерен был политеизм: арабы почитали солнце, луну, звезды, главным священным местом считалась Кааба. Уже тогда они поклонялись ей и считали необходимой чуть ли не каждый год приходить сюда для жертвоприношения своим божествам. Торговля шла в такие периоды очень активно, город переполняли многочисленные купцы и скотоводы, проливать кровь в такое время строго запрещалось.

Но в целом, племена жили не очень мирно, шла борьба за плодородные земли, оазисы, контроль над торговыми путями. Войны приносили огромную добычу, рабов, новые территории, что для постоянно кочующих племен было очень важно. Именно в таких условиях возникает ислам как идеологическое объединяющее начало. Общество жило на стадии разложения родоплеменных отношений, когда политическая власть у знати нуждалась в укреплении, а нижестоящие слои пытались бороться с развивающимся неравенством. Мухаммед начал с их критики и, обещая им, страшные муки после смерти, стал проповедовать основы новой религии. Но знать смогла выселить Мухаммеда в 622 г. Он переселился в Ясриб - Медину. Здесь его встретили как судью, который должен был разрешить споры между различными племенами, населявшими оазис. Почти десять лет шла борьба между мекканцами и сторонниками Мухаммеда. Мусульмане не давали купцам возможности проезжать по караванным путям, нападали на них и грабили. В 630 г. мекканцы заключили мир с Мухаммедом и признали его власть. Они склонились перед ним, "выторговав себе за это привилегированное положение: Мекка с Каабой становилась религиозным центром ислама, а родственные Мухаммеду курейшиты выдвигались на все важнейшие посты в создававшейся на основе новой доктрины социально-политической структуре".

Важнейшими источниками по истории Арабского государства VII-VIII вв. являются в первую очередь Коран, священная книга мусульман, а также произведения арабских историков, географов, юристов-законоведов. Коран отражает все общественные и политические отношения на заре возникновения и распространения ислама. Он стал также источником основного права, по которому жили арабы, а затем и все мусульмане.

Выдающиеся арабские историки и законоведы Ибн Исхак, ал-Вакиди, ал-Балазури, ат-Табари оставили различные сведения о характере и последствиях многочисленных завоевательных походов арабов, условиях и обстоятельствах подчинения народов, стоящих на различном уровне развития и исповедующих свою религию, об управления и налогообложении захваченных территорий.

Из перечисленных работ наиболее интересна книга ал-Балазури "Книга завоеваний стран". Это наиболее полное и подробное описание. Кроме того, автор старается назвать источник сведений. Если от конкретен, то называет того, от кого слышал. Например, для него характерна формулировка: "Мне рассказал Амр ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри, со слов Ибн Лухайи, со слов Йазида ибн Абу Хабнба, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3,5 тыс. человек. Умар (Омар) ибн ал-Хаттаб обеспокоился, когда его известили и делах в Мисре, и он послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Аз-Зубайр участвовал в завоевании Мисра н взял земельный участок для постройки дома". В следующих абзацах он уточняет и подробнее перечисляет и участников похода, и тех, кто рассказал. Если же ему источник не известен, то он обычно начинает со слов: "Говорят: Аз-Зубайр сражался на одной стороне, а Амр ибн ал-Ас - на другой…". Ал-Балазури подробно перечисляет покоренные народы и города, кем это было совершено, сколько человек было в войске, какой договор заключили и какой формой налога обложили. При этом он без устали повторяет, что это совершается в соответствии с волей Аллаха, что как завоеватели, арабы имеют все права и на земли, и на плоды труда многочисленных жителей завоеванных мест.

В первое время принятие ислама не было первейшей задачей. Покоренные народы могли придерживаться старой веры, но облагались налогом в большем размере плюс еще и подушный сбор. Принимая ислам, они освобождались от налогов, от постоянных притеснений византийских и иранских сборщиков налогов, вовлекались в общий торгово-экономический оборот на территории всего халифата.

Как шли завоевательные походы, что способствовало формированию за такой короткий исторический период огромной державы, как устраивалась жизнь основного населения на захваченных территориях - вот основной круг вопросов, которые будут рассматриваться в данной работе.