Кризис римской идеологии в эпоху домината

реферат

1.3 Преодоление общего кризиса III в

Уже в последние годы правления Галлиена наметился перелом в течении глубокого кризиса Римской империи. При его преемниках, императорах Клавдии II, Аврелиане и Пробе, удалось стабилизировать положение и наметить пути выхода из катастрофической ситуации.

В период двухлетнего правления Клавдия II (268-270 гг.) наибольшую опасность Империи представляли воинственные готы, обосновавшиеся на дунайских границах. Оттесненные в свое время Галлиеном, готские полчища в 269 г. численностью в 300 тыс. человек (цифра, сообщаемая источниками, видимо, преувеличена в несколько раз) наводнили дунайские провинции и подвергли их страшному опустошению. Собрав все имеющиеся силы, Клавдий встретил готов около города Наисса в верхней Мезии и разгромил в кровопролитной битве, получив почетное название Готского. Следуя традиционной римской политике использовать врагов для решения своих проблем, Клавдий II Готский часть пленных готов зачислил в римскую поредевшую армию, а частично поселил в опустошенных войной дунайских провинциях в качестве земледельцев-колонов.

Преемником Клавдия II, умершего от чумы, стал 55-летний Луций Домиций Аврелиан (270-275 гг.), опытный политик и способный полководец, конница которого сыграла решающую роль в разгроме готов при Наиссе. За пять лет своего правления Аврелиан смог стабилизировать общую обстановку в Империи и восстановить ее единство, разгромив многочисленных внешних врагов и внутренних узурпаторов. В начале своего правления Аврелиан бросил все свои силы против германских племен (ютунгов, аламанов и маркиланов), через альпийские проходы наводнивших Северную Италию. Часть варварских отрядов даже перешла Апеннины и угрожала непосредственно Риму. С огромным напряжением сил Аврелиану удалось остановить продвижение германцев и нанести им решительное поражение при реке Тицине, недалеко от того места, где некогда великий Ганнибал разгромил римскую армию.

После отражения нападения германцев Аврелиан обратил внимание на восточные дела и прежде всего на Пальмирское государство. После захвата Пальмиры войска Аврелиана прошли в Египет и восстановили здесь римскую администрацию. Власть Рима была восстановлена во всех восточных владениях.

Оставалась Галльская империя. Низшие слои галльского населения - рабы, колоны, батраки, мелкие земледельцы - подняли восстание против местных властей. Напуганные этим движением, правящие круги Галльской империи во главе со своим местным «императором» Тетриком охотно пошли на компромисс с центральной властью, под покровительством которой они могли себя чувствовать в большей безопасности.

Восстановив единство Империи и относительное спокойствие на внешних границах, Аврелиан начинает укреплять внутреннее положение. Аврелиан рассматривал центральную власть императора в качестве основной гарантии спокойствия, единства государства. Им были приняты меры по установлению более полной, более всеобъемлющей власти императора, которая приняла форму абсолютизма. Император получил официальное название dominus et dens (господин и бог). В Риме вводится культ Непобедимого Солнца как божественного покровителя императора. Новому божеству был построен великолепный храм в Риме. Еще раз и в более категоричной форме было подтверждено, что единственным источником власти является император, и только он.

За относительно короткий срок Аврелиану удалось сделать многое по восстановлению единства и порядка в Империи, и вполне заслуженно он получил почетное звание «восстановитель государства». Однако и Аврелиан не избежал обычной участи своих предшественников - быть убитым своими собственными соратниками.

Продолжателем основных направлений политики Аврелиана стал император Марк Аврелий Проб (276-282 гг.). Большую часть своего правления Проб посвятил отражению варварских нападений на границы Империи, особенно в районе верхнего Рейна и Дуная. Стремясь преодолеть разруху во многих провинциях, Проб стал использовать стоящие там гарнизонами армейские подразделения для хозяйственных работ, в частности для посадки и восстановления виноградников, строительства ирригационных сооружений.

Несколько укрепив свою власть, Проб попытался восстановить дисциплину своих воинов, используя систему наказаний, давно известных в римской армии. Однако Проб переоценил авторитет центральной власти: его мероприятия вызвали недовольство части его легионов, и он был убит своими собственными воинами.

В 284 г. войска провозгласили императором Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. С приходом к власти Диолектиана закончился период общего кризиса римского общества и государства III в. и началась новая эпоха римской истории - эпоха поздней Римской империи.

Причины кризиса III в. современные исследователи искали в разных обстоятельствах: обезлюдение, нехватка рабочих рук вследствие падения численности рабов, вымывание слоя «лучших», т. е. исконных, римлян и замена их выходцами с Востока, к которым принадлежали и сами императоры, неспособность правительства наладить оборону империи.

Но, видимо, основной причиной был уже исподволь готовившийся кризис рабовладельческого уклада, с которым наиболее тесно были связаны муниципальные слои - основная социальная база Ранней империи, усиление уклада, представленного экзимированными сальтусами, возделывавшимися колонами разных категорий и разного происхождения, столкновения между различными группами внутри господствующих классов и все усиливавшиеся движения эксплуатируемого населения, в которых участвовали и рабы, и колоны, и закабаляемые крестьяне, причем ведущая роль теперь переходит к последним.

Всеобщий кризис античной формы собственности охватил и прежнюю структуру культурных ценностей, подготовил основу для формирования нового мировоззрения. Презрению к физическому труду как позорному занятию рабов, принципиальному противопоставлению свободного человека и раба как орудия, известному паразитизму свободного человека, наделенного правом жить за счет других, потребительскому характеру жизни и страсти к наслаждениям постепенно противопоставлялась новая система ценностей с уважением физического труда, принципиальным, хотя в мистической религиозной форме, равенством людей, отказом от роскоши и паразитизма, интересом к простому, обиженному судьбой человеку. На роль такой мировоззренческой системы претендовало распространяющееся христианство, активно использовавшее наивно-демократические концепции своих первых основателей.

Делись добром ;)