logo
Археологические находки на территории Сибири

3.1 Археологические находки Афанасьевской культуры

Афанасьевская культура получила свое название по имени могильника у Афанасьевой горы, близ с. Батени, раскопанного в 1920-1923 г. С.А. Теплоуховым. Афанасьевская культура (вторая половина III - го тыс. до н.э. - середина II - го тыс. до н.э.) наиболее ранняя в Сибири, она сложилась при смешении местных неолитических культур и мигрировавшими сюда племенами из восточно-европейских степей, которые были знакомы с начальными приемами обработки металлов [11 стр.126].

Типичные памятники афанасьевской культуры - это древние могильники, многочисленные на территории Саяно-Алтая. Стоянки встречаются весьма редко и, в основном, на Алтае. В Минусинской котловине известны такие погребальные комплексы - Карасук III, Черно­вая IV, Афанасьева Гора; на Алтае - Усть-Кокса, Усть-Куюм. На Енисее афанасьевские курганы имеют разнообразный внешний вид, но устройство могил в основном одинаково. Могильники устраивались на надпойменных речных террасах, недалеко от реки. По своим размерам кладбища сильно различаются. Как правило, они состоят из нескольких курганов, иногда содержат до 20 курганов. Обычно в одном могильнике общее число погребенных составляет до 20 человек. Самые большие из известных могильников (Карасук III, Афанасьева Гора) содержали останки до 60 человек. В качестве могилы выкапывали просторную, прямоугольной формы, яму, глубиной до 1,5 м. Иногда внутри кургана сооружали две-три могилы. Могильную яму в ограде закрывали длинными бревнами лиственницы и насыпали над ней земляную насыпь, которую облицовывали камнями. Высота таких насыпей достигала 2-3 метров. Затраты на сооружение типичного афанасьевского кургана требовали значительно­го времени. По оценке М.П. Грязнова на возведение насыпи кургана и каменной ограды в целом затрачивалось не менее 60 человеко-дней [12 стр.59]

В Минусинских степях в афанасьевских погребениях слабо прослеживается традиция посыпания тела умершего красной минеральной краской - охрой. На Алтае этот обычай, напротив, широко распространен.

В основе своей, афанасьевская культура еще использует каменные орудия труда. Мастера того времени еще небыли знакомы с плавкой, а металлические изделия получали перековкой самородных металлов. Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Заметным явлением стало изготовление металлических рыболовных крючков современного типа. Отдельные украшения изготовлены из серебра и золота. Например серебряные серьги в виде многовитковой проволочной спирали (Карасук III, Моисеиха) или золотая сережка в виде маленького, из тонкой проволоки колечка (Афонтова гора). [12 стр 50]

Хотя в результате множества раскопок уже накоплены многочисленные предметы материальной культуры, инвентарь отдельного афанасьевскго погребения не богат, а его основу составляет керамика, представленная глиняными сосудами. Наиболее часто встречаются остродонные яйцевидные по форме горшки и круглодонные шаровидные сосуды. Афанасьевские сосуды снаружи покрывали несложным орнаментом, оттиснутым гребенкой, гладкой пластинкой или палочкой. Орнамент вносился на всю поверхность сосуда. Характерные виды орнаментации: ряды косых оттисков зубчатого или гладкого штампа, расположенные елочкой. Встречаются более сложные орнаменты: ряды арок, причерченные линии, древовидные фигуры, шахматный узор, выдав­ленные изнутри "жемчужины". Видимо, была также широко распространена деревянная посуда. От такой посуды сохранились только металлические оковки и накладки которыми предположительно сшивались трещины. По таким предметам иногда удается реконструировать внешний вид подобных изделий.

Обращает внимание разнообразие размеров афанасьевской посуды. Во взрослых захоронениях чаще всего находят сосуды емкостью 2-4 литра и даже больше - до нескольких десятков литров. В детских погребениях встречаются маленькие сосуды небольшой емкостью. Известны отдельные сосуды огромных размеров - емкостью до 210 литров. Не исключено, что этот сосуд использовался для приготовления пищи для особых церемоний.

Кроме кухонной и погребальной посуды, афанасьевцы изготавливали культовые сосуды-курильницы. Курильницы представляли собой низкие толстостенные чаши на коническом поддоне или ножках, с массивной боковой ручкой. Поверхность курильниц орнаментирована и первоначально была окрашена красной охрой, изнутри чаши сосуда прослеживается копоть. Сосуды курильницы изготовлены в той же керамической традиции, что и бытовая афанасьевская посуда. Считается, что "курильницы" были ритуальными сосудами и их могли ставить в могилы определенной группе умерших, которые, воз­можно, являлись служителями культа. Кроме того, археологами отмечено значительное сходство афанасьевских курильниц с аналогичными культовыми сосудами древней ямной культуры Восточной Европы.

Орудия труда в афанасьевских захоронениях редки, известны каменные шлифованные топоры, колотушки, песты, терки. Впрочем следует отметить высокое качество их изготовления. Каменные орудия труда этой культуры, являются наиболее совершенными из известных сибирской археологии.

В нескольких случаях в могильниках встречались каменные наконечники стрел, но при анализе их расположения среди костей человека, пришли к выводу, что это оставшиеся в теле наконечники тех стрел, которыми человек был ранен или убит.

Интересным артефактом найденным в одной из могил комплекса Афанасьевой горы, стали металлические пластинки предположительно являющиеся составной частью браслета или подобного ему украшения. Лабораторный химический анализ показал, что они сделаны из метеоритного железа. Значит еще задолго до начала металлургии железа В Южной Сибири были, вероятно, редкие случаи использования железа. [12 стр.51]