logo
Кубинский кризис 1962 года

1. Предыстория

Кубинский (Карибский) ракетный кризис 1962 г. стал новым звеном конфронтации между СССР и США, а кубинское направление - новым во внешней политике СССР. Борьба за власть на Кубе между Ф. Батистой и его противником Ф. Кастро, развязавшим партизанскую войну, рассматривалась в Москве как сугубо внутреннее дело: Кастро конца 50-х гг. не был замечен в симпатиях к коммунистическим идеям. Куба занимала одно из первых мест в Латинской Америке по объему капиталовложений США. На заключительном этапе борьбы с диктатурой Батисты США заняли нейтральную позицию. Старые кубинские коммунисты с недоверием относились к Ф. Кастро, обвиняя его в проамериканских взглядах. Однако в Москву поступили сведения и о том, что отношения между Кастро и правительством США складывались сложнее противоречивее, чем это предполагалось ранее.

В феврале 1960 г. состоялся визит А.И. Микояна на Кубу. Поводом послужило открытие там советской выставки. Эта поездка - первая возможность для члена Президиума ЦК КПСС непосредственно познакомиться с лидерами кубинской революции - привела к резкому изменению политики Советского Союза по отношению к новым кубинским лидерам. Выяснилось, что степень их противоречий с США настолько велика, что американское правительство уже фактически начало экономическую блокаду Кубы, прекратив закупки сахара и поставку на остров нефтепродуктов. Это создало возможность для политического и экономического сотрудничества между Кубой и СССР. По соглашению, заключенному в ходе этого визита, СССР взял на себя обязательство закупить по 5 млн. т сахара ежегодно в течение 5 лет, обеспечивать Кубу бензином и нефтью и предоставить ей кредит на сумму 100 млн. долларов.

В свою очередь, 17 марта президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу. Месяцем позже, в апреле, в кубинском порту был взорван французский теплоход с грузом бельгийского оружия, закупленного кубинским правительством для своей армии. Этот террористический акт подтолкнул Ф. Кастро обратиться к Хрущеву с просьбой о поставке оружия. Советское правительство с готовностью откликнулось. В июне 1060 г., дважды - 9-го и 16-го, СССР предупреждал администрацию США о готовности оказать Кубе необходимую помощь, в том числе и военную.

Куба стремительно превращалась в яблоко раздора между советским и американским правительством. Для США Куба была традиционной сферой их влияния, объектом их экономических, политических и военных интересов; для советского руководства - это "остров Свободы", бросивший вызов американскому империализму, зримое свидетельство торжества коммунистических идей, распространяющихся по всему миру, а поддержка кубинской революции - это реализация на практике принципа социалистического интернационализма. Несомненно и то, что появление в Гаване режима, союзного СССР, становилось фактором оказания давления на администрацию США.