logo
Археологические памятники Мустьерской эпохи

1.1 Характеристика мустьерской эпохи

Эпоха мустье началась около 100 000 лет тому назад. Климат мустьерской эпохи в общем был холодный, но сопровождался неоднократными потеплениями и похолоданиями. В микулинское межледниковье, например, хвойные леса вышли на побережье Полярного бассейна.

В вопросе о дате мустьерской эпохи на Среднерусской равнине у археологов нет единого мнения. Одни предлагают для мустье раннюю дату, относя его начало к днепровскому оледенению, максимум к его второй половине. В доказательство они приводят наблюдения над кремневым инвентарем ряда стоянок этой территории, который, по их мнению, сохраняет ашельские традиции. Их точке зрения соответствует геологическая датировка Волгоградской стоянки, которую относят к днепровскому, или одинцовскому, времени. Другие сильно омоложают мустье, относя его к первой половине валдайского оледенения. Они полагают, что весь крымский палеолит следует относить к одной ледниковой эпохе -- калининской. Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1977. - с.25

Мустьерские памятники известны почти во всех странах Старого Света. Прямую связь между памятниками ашеля и мустье, которая позволила бы говорить об их генетической преемственности и связывать варианты ашеля с вариантами и культурами мустье, проследить удается лишь в редких случаях.

В мустьерскую эпоху человечество сделало большой шаг вперед. Появился человек нового вида, который оказался в состоянии значительно усовершенствовать технику производства каменных орудий, приемы охоты, развить зачатки домостроительства. В эту же эпоху зарождается искусство, появляются погребения, с чем связывают зачатки религии, никаких следов которой в домустьерское время не обнаружено.

Ряд археологов предполагают, что в эту эпоху, а может быть даже и до нее, начинает оформляться половозрастное разделение труда. Они обращают внимание на высокую организацию человеческого коллектива. В коллективном строительстве искусственных жилищ археологи справедливо усматривают признак высокой организованности. В частом размещении стоянок у определенных, выгодных для охоты мест некоторые археологи видят проявление первобытной собственности на охотничьи угодья. Последнее заключение может быть слишком решительно, но существование закрепленных участков возможно.

Этот комплекс явлений позволяет предположить новую социальную организацию. Обычно отличают первобытное стадо ашельской эпохи от кровнородственной общины мустьерцев.

Важным явлением мустьерской эпохи было дальнейшее, гораздо более широкое, чем в предыдущее время, освоение новых пространств. Уже ашельские стоянки располагались высоко в горах (например, Кударо). Человек должен был перевалить за Кавказский хребет. Мы не знаем, сделал ли он это, может быть он обошел этот хребет по побережью и затем расселился по Северному Кавказу. Центром расселения становится и Крым, где открыто много мустьерских стоянок: Киик-Коба, Волчий грот, Шайтан-Коба, Староселье, а в Восточном Крыму -- Заскальное. С каждым годом открывают все новые стоянки по Днепру и Дону, на берегах Азовского моря и Волги. Много стоянок этого времени в Средней Азии: вблизи Ташкента, около Ленинабада, в Бухарском оазисе, в Ферганской долине. Есть такие стоянки и в Восточном Казахстане. Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1977. - с.28