Культура Московской Руси

курсовая работа

Глава 3. Разработка практикума для школьного учебника отечественной истории 10 класса по теме «Культура Московской Руси XVI века»

На протяжении последних лет предметом жёсткой критики является объём школьных учебников по истории, сильно перегруженных незначительными фактами, второстепенными датами, малознакомыми именами, сложными научными терминами и т.п. Особенно часто излишней информативностью страдают параграфы учебников, посвященные культуре. Авторы, а за ними и учителя, стараются уместить в один урок как можно больше данных о культурных достижениях эпохи, предлагая школьникам названия архитектурных стилей, имена художников, писателей, архитекторов и т.д. Зачастую эта информация не соотноситься с ранее изученными темами. Возникает ощущение, что социальные противоречия, политические и военные конфликты происходили отдельно, вдали от культурной жизни общества.

Особое внимание здесь следует уделить приемам подачи информации. Выстраивание логических связей между всеми фактами изучаемого курса во многом лежит на учителе. При этом учебник может дать направление, проиллюстрировать рассматриваемые события, не являясь при этом источником абсолютного знания. В условиях большого объема информации, подлежащей изучению, учитель может выбрать более интересный для него или для учеников аспект.

В процессе изучения темы культуры в курсе истории особое внимание предлагается уделять взаимосвязанности экономических, политический, социальных явлений и культурным их воплощением; связи прошедших эпох с современными событиями; отражением в произведениях искусства философских и мировоззренческих идей, сквозь призму которых воспринималась действительность изучаемого периода. Абдyлаев Э.Н.. О некотоpых приемах изучения истории культуры // Преподавание истории в школе №5, 2010 г. http://pish.ru/blog/category/articles

По-прежнему актуальной для истории, как школьного предмета, остается задача патриотического воспитания и приобщение учащихся к общекультурным ценностям.

В качестве основы для проведения урока, посвященного изучению культуры Московской Руси XVI века, предлагается взять отрывок из переписки царя Ивана IV и князя Андрея Курбского, а именно первое послание Ивана Грозного (текст используемого источника приведен в Приложении А). Данное литературно-публицистическое произведение является памятником культуры XVI века и содержит в себе сведения о мировоззрении человека того времени.

Авторы этого произведения, корреспонденты, уже должны быть известны школьникам, что упростит им восприятие объемного текста послания.

Практическая работа с источником будет заключаться в ознакомлении с текстом, его чтении, последующем развернутом ответе на вопросы, взаимном дополнении учащимися друг друга (в случае работы в классе), написании краткого эссе (в случае самостоятельной работы дома). Далее приводится примерный перечень вопросов к источнику:

· Какие внешнеполитические события затронуты в послании?

· Какие внутриполитические события затронуты в послании?

· Какие исторические личности упомянуты в послании?

· Какие исторические события, предшествовавшие написанию послания, привели к его появлению?

Публицистику XVI века отличают некоторая новизна и свобода стиля, по сравнению с предшествующими веками. Чтобы обратить на это внимание школьников отдельно можно попросить их выполнить следующее задание: «Отметьте особенности композиции послания. Определите его структурные элементы».

При выполнении каждого задания от учащихся требуется не просто односложно отвечать на вопросы, но приводить из источника примеры, подтверждающие их точку зрения.

Также по материалам представленного отрывка Послания предлагается назвать 4 свойства, присущие переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Таблица 3.1. Характеристики переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского

1. В письмах описываются и обосновываются принципы царской (государственной) власти

2. Корреспонденты не встречаются лично во время переписки

3. Послания носят обличительный характер

4. Послания являются «открытыми», т.е. предназначены для чтения не только адресатом, но и широким кругом лиц.

Другие варианты характеристик Переписки:

· Подлинность подвергается сомнению

· В письмах широко освещаются богословские вопросы, опровержение ересей

· Послания имеют строгую дипломатическую форму (полная титулатура государя, обращение к адресату; последовательное опровержение каждого тезиса письма, на которое дается ответ; завершение с указанием даты написания письма)

· Большое количество цитат, приведение в доказательство мнений авторитетных авторов (апостол Павел, Иоанн Златоуст, Цицерон и т.д.)

· Приводятся исторические аналогии, примеры из прошлого.

Следующее задание может послужить альтернативой предыдущему или его дополнением. Школьников просят привести примеры других аналогичных случаем написания открытых посланий. Для сравнения найденных примеров используются выделенные ранее характеристики.

Еще одним заданием, развивающим аналитическое мышление учащегося и устанавливающее связи между курсом отечественной и всеобщей истории, является заполнение схемы «Перекресток». На пересечении двух осей координат (условные оси времени и пространства) находится рассматриваемый на уроке источник (см. Рисунок 1).

Рисунок 3.1 Вариант заполнения схемы «Перекресток»

Задание состоит в том, чтобы заполнить каждый сектор схемы примерами аналогичной переписки.

Возможные вопросы для обсуждения в классе или письменного ответа:

· Как изменялся жанр «открытого письма»?

· В чем отличие современных «открытых писем» от посланий XVI века?

· Является ли «открытое письмо» действенным инструментом для изменения политической (культурно, социальной) ситуации в стране в настоящее? Являлось ли в прошлом?

Выполнение данных заданий возможно как самостоятельно учеником в рабочей тетради, так и в классе при работе в группе. В Приложении А приводится примерный план занятия, посвященного изучению культуры Московской Руси XVI века с использованием предложенного источника. При разработке стратегической основы урока использовались приемы и методы, предложенные А.Н. Иоффе Иoффе А. Н. Активные методы работы в гражданском образовании. Программа курса повышения квалификации. М.: АПКиППРО, 2005. .

Делись добром ;)