logo
Архивное дело в Италии

1.2 АРХИВНОЕ ДЕЛО В ИТАЛЬЯНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ДО ВОССОЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ

До воссоединения Италии в одно государство архивное дело развивалось самостоятельно в отдельные итальянские государства. Но это развитие и сложившаяся система архивов оказали большое влияние на проведение общей архивной реформы. Благодаря политической раздробленности Италии архивное дело развивалось параллельно и независимо в каждом государстве. Однако общие исторические условия политического и культурного развития обусловили многие сходные черты в положении архивов и в мерах по их организации. К концу XVIII в. в большинстве итальянских государствах создалась сходная картина. Документация политического характера, в том числе дипломатическая, династическая и т.п. была в значительной степени сконцентрирована в архивах королей, герцогов и других носителей политической власти, находясь обычно в ведении статс-секретарей. С другой стороны, в некоторых государствах были созданы своего рода исторические архивы, где были собраны более старинные материалы, оставшиеся от ликвидированных учреждений и старых династий. Такой архив существовал в Неаполе, где он был создан в 1540 г. и хранил документы анжуйской и арагонской династий. Некоторые из этих исторических собраний носили характер коллекций и содержали отдельные грамоты и документы различного происхождения; таковы были «Дипломатический архив» во Флоренции и «Дипломатический музей» в Милане. Архивы всех перечисленных категорий были в той или иной мере подвергнуты научной обработке в духе традиций XVIII в., то есть документы были разбиты по группам по предметному или номинальному признаку: иногда по внешним признакам. Эти архивы (а также собрания библиотек) уже использовались для изучения дипломатики и палеографии, для исторических публикаций. Так, немало памятников опубликовано было еще в первой половине XVIII в. известным историком и археографом Лодовико Муратори (1672-1750). Однако в то время публиковались преимущественно повествовательные памятники, эпистолярный материал и тому подобное, актовый же материал публиковался лишь в очень небольшом количестве.

Кроме названных собраний в каждом государстве существовали другие категории архивов, среди которых особенно важны архивы действующих учреждений, городские архивы, хранившие подчас очень древний материал; во многих городских архивах сохранились регистратуры прежних городов-республик, хотя их внешнеполитические документы были обычно взяты в политические архивы монархов; были многочисленные и очень древние церковные архивы, наконец, иногда очень богатые фамильные архивы аристократических семейств, архивы университетов, госпитальных учреждений и тому подобное. Все эти архивы были разобщены и всецело находились во власти своих владельцев и соответствующих учреждений.

В XIX в. изменения в политическом строе, проведение в некоторых государствах частных буржуазных реформ и развитие исторической науки привели к новым изменениям в архивном деле. Они состояли в концентрации новых групп документальных материалов, создании государственных архивов, введении новых методов организации и описания документов и в росте их научного использования, прежде всего в отношении актового материала.

В 1818 г. был издан специальный закон об архивах, по которому для обеих Сицилий создавался особый орган - суперинтендантство архивов, которому были подчинены два центральных архива в Неаполе и Палермо и провинциальные архивы. Таким образом, в Неаполитанском королевстве была проведена архивная реформа, причем объединение в общую сеть центральных и провинциальных архивов совершилось здесь еще раньше, чем во Франции и в Бельгии. В 1845 г. Неаполитанский государственный архив был соединен с древним архивом в замке Капуано. В результате сложился один из богатейших архивов Европы, охватывающий своими материалами несколько столетий и представляющий исключительную ценность для истории Италии и других стран в средние века и, в особенности, истории международной политики и торговли в бассейне Средиземного моря. Среди наиболее древних материалов архива выделялись документы, сохранившиеся от времени Фридриха II Гогенштауфена и в особенности регистратуры Анжуйской династии - одна из древнейших сохранившихся регистратур.

Архив не обладал достаточно квалифицированными кадрами, описи и каталоги были в плохом состоянии, документы слабо использовались историками.

В середине века в связи с развитием нового архивоведения, мероприятия по организации архивов стали носить новый характер. Очень большое значение здесь имела деятельность крупнейшего итальянского архивиста того времени Франческо Бонанини (1806-1874). Он был представителем новой школы архивистов, исходивших в своих методах из принципа происхождения и стремившихся к расширению круга исторических источников.

В 1815 г. был создан большой Государственный архив в Венеции, куда были собраны материалы венецианских учреждений, главным образом ликвидированных. Они делились на 3 секции - политическую, юридическую и доманиальную, причем внутри этих групп дела хранились по учреждениям.

В середине века в связи с развитием нового архивоведения, мероприятия по организации архивов стали носить новый характер. Очень большое значение здесь имела деятельность крупнейшего итальянского архивиста того времени Франческо Бонанини (1806-1874). Он был представителем новой школы архивистов, исходивших в своих методах из принципа происхождения и стремившихся к расширению круга исторических источников.

В Италии после I мировой войны произошли изменения сети государственных архивов: были образованы местные государственные архивы на территориях, отошедших к Италии от Австрии и захваченных ею на Далматинском побережье; они были образованы в городах Триесте, Триенте, Больцано, Фиуме (Риеке) и Заре (Задаре). В остальном сеть государственных архивов осталась прежней и подчинялась архивному бюро в системе министерства внутренних дел. В свое время архивная реформа 1874 г. поставила Италию в ряд государств с относительно высокой степенью централизации архивного дела, хотя и тогда эта централизация, как и в других буржуазных государствах, была непоследовательной и неполной. Но с течением времени стали выявляться недостатки созданной системы государственных архивов; не исправляемые законодательством эти недостатки чувствовались все больше по мере накопления материалов в центральных и местных учреждениях Италии, возникшие после объединения в главных городах бывших итальянских государств государственные архивы и несколько провинциальных государственных архивов на юге Италии (на территории Неаполитанского королевства) включили в себя основные материалы за период до воссоединения Италии. Но эта сеть не предусматривала организацию материалов местных учреждений нового времени. Такие материалы стали концентрироваться в провинциальных регистратурах - общих архивах для документов провинциальной администрации - находящихся в ведении префектур, оторванных от сети государственных архивов, не имевших научной организации и недоступных для исследователей. Так на местах определился разрыв между материалами старого и нового времени. Затем фактически лишенными общего надзора и руководства оказались многочисленные городские архивы (в Италии многие из них хранят документы очень большой древности), и нотариальные, несмотря на высказывания итальянских архивистов о необходимости включить их в государственные архивы. Таковы были основные организационные недостатки итальянской архивной системы.

Для внутренней организации государственных архивов, приемов и методов в выполнении научных и технических задач архивистов, была характерна чрезвычайная пестрота, отсутствие авторитетного и сильного методического и руководящего центра, а также единой системы профессиональной подготовки архивистов. Для поступления на должность чиновника государственного архива кандидат должен был сдавать государственный экзамен, предусматривавший очень сложные требования в области обращения со средневековыми документами, знания истории средневековых учреждений Италии, в то же время не обеспечивавший хорошее знание основных принципиальных вопросов архивного дела и навыков работы с документами нового времени. Для подготовки к такому экзамену служили курсы дипломатики, палеографии архивистики, читавшиеся в некоторых университетах. Кроме того, отдельные государственные архивы сами готовили себе работников в так называемых «школах», которые представляли собой разновидность стажировки, в период которой кандидат на должность (уже имеющий высшее образование) приобретал знания и навыки применительно к узкому профилю данного архива. Такая система подготовки еще более закрепляла разнобой в методах работы.

В междувоенный период, после захвата власти кликой Муссолини, в архивах, как и в других государственных учреждениях, происходил процесс фашизации. На место научной деятельности выдвигались задачи по обслуживанию необходимыми сведениями шпионского характера фашистского государства и организаций фашистской партии, задачи фальсификации истории в угоду фашистской идеологии. В 1934 г. был разогнан Архивный совет (консультативный орган, правда, не игравший значительной роли из-за недостатка в своем составе знатоков архивного дела), но создана должность «комиссара архивов», на которую назначался фашист из окружения Муссолини. Происходят изменения в личном составе архивов, от чиновников которых требуется теперь в первую очередь «благонадежность» с точки зрения фашистских властей, присяга с обязательством не вступать в «запрещенные» партии и организации. В то же время в результате крайнего урезывания кредитов на культурные нужды в фашистском государстве, бросившем огромные средства на подготовку новой захватнической войны, бюджеты, а, следовательно, и штаты архивов, были сведены до минимума, так что архивы едва успевали выполнять справочную работу. В связи с этим научный уровень работы архивов резко упал, были свернуты описательные работы. Годы фашизма были тяжелым периодом в истории итальянских архивов. Однако, накануне войны, которую итальянские фашисты готовили совместно с гитлеровской Германией, фашистское правительство было заинтересовано в укреплении своего контроля над архивами разных категорий, в усилении централизации архивов, которая позволила бы более оперативно их использовать в своих интересах. Поэтому в 1939 г. был принят новый закон по архивному делу, предусматривавший расширение сети государственных архивов, укрепление архивного управления, некоторые формы контроля над негосударственными архивами. Но в условиях начатой войны, которая в Италии довольно быстро привела к дезорганизации многих отраслей управления и хозяйства, закон фактически не был проведен в жизнь.

1.3 АРХИВНОЕ ДЕЛО В ИТАЛЬЯНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ПОСЛЕ

ВОССОЕДИНЕНИЯ ИТАЛИИ

Архивное дело в Италии после ее воссоединения. После создания единого Итальянского государства сразу встал вопрос организации его архивов, в первую очередь богатейшего документального наследия прошлого. Этот вопрос привлек внимание широких кругов итальянской интеллигенции.

Управление государственными архивами было возложено на министерство внутренних дел, в составе которого была создана архивная секция. В качестве совещательного органа для обсуждения научных и технических вопросов создавался Архивный совет, в состав которого входили директора государственных архивов, чиновники из архивов правительственных учреждений и, позднее, профессора университетов. Непосредственно в ведении архивной секции находился Главный архив королевства. Этот архив в отличие от центральных архивов других европейских государств, не являлся историческим, но хранил документальные материалы с 1861 г. В него должны были поступать материалы из министерств и других центральных учреждений. Поступление документов происходило без определенного плана, по желанию самих учреждений.

Государственный архив в Риме организован был в 1871 г.; в основу его были положены материалы по управлению бывшим церковным государством - папской областью. Они характеризовали тот дух реакции и тирании, который царил в этом центре Италии под эгидой Ватикана. Кроме того, в архиве хранились материалы и других государств, существовавших в разное время на территории Рима.