Батарея "Князь Меньшиков" в истории Балтийского флота

курсовая работа

2. История возникновения батареи «Князь Меньшиков»

История Кронштадтской крепости тесно связана с историей города на Неве -- Петербурга - Петрограда - Ленинграда. Созданные гением выдающихся мастеров, руками простых работных людей, опытными строителями и фортификаторами укрепления стали неодолимым препятствием для врага. Возведенный рядом с островом первый форт «Кроншлот» [Приложение 5] закрыл для вражеских кораблей и южный фарватер.

Форты, вошедшие в каменное и бетонное «ожерелье» острова Котлин, являлись и продолжают оставаться грандиозными искусственными сооружениями на воде и на суше. При их создании проявилось высочайшее мастерство русских ученых, военных инженеров, архитекторов и строителей, мужество и героизм их защитников.

Первый русский морской форт «Кроншлот» был открыт Петром I в мае 1704 г. Для расширения зоны обстрела западнее Купеческой гавани возвели форт «Цитадель».В 1799 г. в ожидании появления французского флота западнее «Кроншлота» были построены на ряжах форт «Рисбанк» [Приложение 5] и две батареи на свайных основаниях. В 1839 г. начался новый этап строительства. Сначала был заложен четырехъярусный казематированный форт «Александр» [Приложение 5]. Долгое время он оставался самым мощным. С июня 1899 г. здесь начала действовать лаборатория по выработке вакцины. С той поры форт этот народом стал называться «Чумным». Вслед за «Александром» появилась казематированная батарея «Князь Меньшиков», о которой мне и хотелось бы рассказать.

Поочередно возводились новые каменные форты. При подсчётах выяснилось, что плотность огня уже существующих оборонительных фортов «Константин» и «Александр I» могут не удержать большую эскадру вражеских кораблей и те смогут прорваться к Малому рейду.

Решили соорудить на полубастионе за воротами в Купеческую гавань трехъярусную казематированную батарею с ярусом открытой обороны наверху. Ее расположение позволяло орудийными выстрелами вдоль фарватера встречать корабли еще на подступах к Малому рейду и вести кинжальный огонь при их приближении к стенам батареи, таким образом, она стала бы основным опорным пунктом этой линии обороны крепости.

Проектировать данную батарею Николай I поручил генерал-лейтенанту М.Г. Дестрему. Полубастион у Купеческих ворот возвели на ряжах (это деревянные срубы, погружаемые в грунт и заполняемые обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником) в конце XVTTI в., пристроив его к ранее возведенной стенке. В 1796 г. его деревянное верхнее строение заменили каменным Раздолгин А.А, Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость // Стройиздат, Ленинградское отделение - 1988. - С. - 425. .

М.Г. Дестрем долго изучал грунт при помощи обсадных труб-свай. И выяснил, что строительство такого сооружения может дорого стоить и затянуться на много лет. В связи с этим Дестрем предложил сократить затраты путем использования в основании батареи оборонительной части полубастиона, испытав его предварительной нагрузкой. Он полагал, что осадка 64-метровой оборонительной части полубастиона будет равномерной, что позволит использовать его как готовый участок основания батареи. Стоимость работ по опытной загрузке Дестрем определил всего в тысячу рублей, так как перевозку миллиона пудов чугуна, ядер, цепей и прочего балласта силами Морского ведомства он считал бесплатной, выполняемой казенными средствами.

Однако расчеты Дестрема оказались неточными и вызвали возражения со стороны Морского ведомства. Несмотря на это, Николай I признал все же предложения генерала Дестрема правильными и утвердил их. В сентябре 1842 г. приступили к устройству сруба для пробной загрузки. Он поднимался все выше по мере загрузки его балластом, но по достижении нагрузки в 500 тысяч пудов, т. е. половины веса будущей батареи, угол полубастиона дал трещину, а каменная стенка наклонилась в сторону фарватера. Это были последствия неравномерной осадки основания, а потому дальнейшие испытания прекратили.

Не любил царь попадать впросак, да еще с такими материальными потерями. Поэтому в июле 1843 г. Николай I принял решение построить батарею во внутренней части бастиона; составление проекта и его исполнение он возложил на инженера-подполковника И.А. Заржецкого, способного и трудолюбивого. Сначала ему было поручено участвовать в строении Кронштадтских доков. Участвуя в строительстве Заржецкий, вдумчиво, энергично и настойчиво преодолевал все затруднения в строительстве. Много внимания он уделял изысканию новых строительных материалов и оригинальных технических решений. В то время не было цемента, его заменяли известью с толченым кирпичом, не было хороших железнодорожных путей для подвозки к месту работ гранитных блоков. Да к тому же на опыты и исследования никакие средства не отпускались. Власти не допускали никаких нововведений, особенно французских.

В 1837 г. Николай I, посетив строящиеся доки, выразил благодарность Заржецкому и стал ему покровительствовать. Он даже разрешил проводить некоторые опыты, но после того, как ни дин из них не дал желаемых результатов и император сделал замечание о том, что зря были выброшены деньги, Заржецкий больше не обращался к нему за помощью. Постепенно с мнением Заржецкого стали считаться, поэтому Николай I перевел его на строительство четырехъярусной казематированной батареи. Эта работа была очень сложной, что подтверждает хранящаяся в архиве начальника Главного морского штаба князя А.С. Меншикова докладная, в которой говорится, что выбор места для сооружения новой казематированной батареи в Кронштадтской Купеческой гавани, превосходна в системе обороны, но очень затруднительна в техническом отношении.

Проект батареи И.А. Заржецкий составил за три недели. В ходе его разработки были забиты опытные составные 18-метровые сваи. Нужно было выдернуть старые сваи. Поскольку батарея полностью не помещалась в полубастионе, и ее правое крыло выступало в Купеческую гавань, были приняты следующие решения по возведению фундаментов на разных подстилающих слоях.

В 1843 г. началось устройство основания батареи. Выемку грунта из полубастиона производили зимой. Из-под воды его извлекали ковшами и на тачках доставляли к плашкоутам, которые по прорубленным во льду каналам перевозили грунт к Ораниенбаумской отмели на расстояние до 1,5 км. Старые сваи выдергивали канатами при помощи двух шпилей. Если же свая не «шла», к ней прибивали упоры, под которые ставили два домкрата с усилием. Одновременно с этой трудной и медленно продвигавшейся работой забивали шпунтовые линии из 12-метровых свай вокруг всего основания батареи, а также устанавливали ряжи со стороны Купеческой гавани.

Основание казематированной батареи сооружалось весьма быстро, причем многое делалось в опытном порядке, вследствие чего возникало большое количество непредвиденных работ. Конструкции и размеры казематированной батареи определялись местом ее расположения и отличались практической рациональностью. Сорок четыре орудия, из которых сорок два были новыми, в то время трехпудовыми пушками, находились в шести казематах на трех ярусах и ярусе открытой обороны. Каждый каземат имел две амбразуры и проем арочной формы в тыльной части. В центре пристроек располагались лестницы, а по бокам -- погреба для бомб-зарядов. На ярусе открытой обороны находились два специальных ворота для подъема трехпудовых бомб на этажи через люки в пристройках.

На торцах батареи и с трех сторон пристроек были прорезаны бойницы для ружейной обороны. На случай высадки десанта одна часть перекрывалась оградой, а проход в тыл батареи по правому флангу преграждали две каменные стены с ружейными бойницами.

На ярусе открытой обороны за каменным парапетом под восемь трехпудовых пушек оборудовали деревянными платформами. Стены батареи, как и на ранее построенных укреплениях, возводились из гранита и кирпича, причем тыльные участки -- целиком из кирпича.

Новое в фортификационном деле на описываемой батарее заключалось в устройстве сводов из бетона. И.А. Заржецкий, будучи еще строителем доков в Кронштадте, выполнил перекрытия складов, расположенных под прилегающей к ним проезжей частью, из бетона. Они хорошо показали себя в эксплуатации, а потому данный опыт был перенесен в широком масштабе на батарею. Правда, это вызвало опасения у некоторых военных за судьбу батареи, во всяком случае, опытная стрельба из орудий не производилась до 1854 г.

Большое внимание уделялось при строительстве батареи ее архитектурному облику. Так, в 1846 г. Николай I утвердил проект ее тыльного фасада. Он был решен в виде пилястр дорического ордера, увенчанных капителями и парапетной решеткой. По периметру батарея должна была быть окружена гранитным карнизным поясом и развитым цоколем для большого возвышения над водой первого яруса.

Лично царем по докладу А.С. Меншикова [Приложение 6] утверждались различные архитектурные детали. Сохранились чертежи оформления выхода лестницы на ярус открытой обороны, жалюзи на арках и ограде. Все доклады о ходе строительства батареи и распоряжения проходили через руки Меншикова; им же утверждалась техническая документация, также деятельное участие он принимал в строительстве и других Кронштадтских укреплений, что очень импонировало Николаю I. После завершения основных работ Николай I повелел именовать новую батарею «Князь Меньшиков» Раздолгин А.А, Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость // Стройиздат, Ленинградское отделение - 1988. - С. - 425. . Это было единственное отступление от традиционного правила присваивать фортам имена лиц только царского происхождения.

Строительство батареи длилось семь лет. По его завершении И.А. Заржецкий, ставший к тому времени инженер-полковником, был награжден орденом Святого Владимира третьей степени и 5 тысячами рублей.

Делись добром ;)