logo
Николай II как личность

1.1 Отец и мать

Николай II (1869-1918 гг.) был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны.

Александр III, сын Александра II и императрицы Марии Александровны, принцессы Гессен-Дармштадтской, получил домашнее воспитание. От отца и деда он унаследовал чувство громадного могущества русских императоров, которое вызывало, как следствие, необходимость всячески поддерживать престиж царской власти. В этом отношении традиция, восходившая к целому ряду весьма властных государей, оставалась неприкосновенной и грандиозной. Будущему императору не переставали повторять, что русские цари поставлены самим Богом, что русские цари, как защитники и носители национального духа страны, должны являться для народа последним оплотом отеческой доброты и бесконечной справедливости.

От матери Александр III получил заветы семейного, строгого уклада жизни. Разумеется, ему были привиты все тонкости светского воспитания.

Личные симпатии Александра III сближали его не с отцом, а с дедом, Николаем I. С ранних лет Александр считал, что быстрая эволюция политических учреждений может быть опасной для страны. Он полагал, что поспешное проведение политических реформ может вызвать взрыв анархического духа, который искони был свойственен русскому народу и всем славянским племенам вообще. Он боялся, что проведение политических реформ вызовет кровавые беспорядки.

Второй особенностью Александра III было его пристрастие ко всему тому, что является типично русским. Император Вильгельм I Германский и некоторые мелкие немецкие князья пользовались при дворе Александра II слишком большим и незаслуженным влиянием. Реакция в душе Александра III была чрезвычайно энергичной: он буквально ненавидел всё немецкое. Он стремился быть русским и проводить это во всём, что касалось его личной жизни; отчасти вследствие этого манеры его казались менее аристократичны, чем манеры его братьев. Он, конечно, склонялся перед придворным этикетом, но ненадолго; достаточно было ему оказаться в тесном кругу семьи или любимых приближённых, чтобы все искусственные формулы церемониальной части летели на ветер.

С.Ю. Витте, близко узнавший Александра III в последние годы его правления, писал о нём, что «император был совершенно обыденного ума», по наружности «походил на большого русского мужика». Говоря о характере Александра III, Витте замечает, что он обладал «прекрасным сердцем, благодушием, справедливостью и вместе с тем твёрдостью».

Мать Николая Александровича, принцесса Дагмара Датская (Мария Фёдоровна), была воспитана при одном из самых патриархальных дворов Европы. По характеру она была жизнелюбивой и жизнерадостной, ей были присущи естественность и искренность, столь редкие в придворной среде.

Столичное общество очень тепло приняло её, когда она стала императрицей.

В продолжении почти 30 лет совместной жизни она и Александр III сохранили искреннюю привязанность друг к другу. От неё Николай II унаследовал бесконечное уважение к принципу семьи.