logo
Николай II как личность

2.2 Семья

Если взгляды современников Николая II относительно его характера, душевных качеств и отношения к делу управления империей часто расходятся, то мнение насчёт отношения последнего императора России к своей семье единодушно: он беззаветно любил жену и детей.

Бракосочетание с принцессой Аликс состоялось после смерти Александра III.

Дети были главной радостью царской четы. Старшим ребёнком была великая княжна Ольга, родившаяся в 1895 г. Потом в 1897 г. родилась великая княжна Татьяна, в 1899 г. - Мария, в 1901 г. - Анастасия. Они росли без надзора воспитателей. Ни у одной из великих княжон никогда не было настоящей подруги-сверстницы. Они довольствовались самыми незатейливыми развлечениями и были нетребовательны. Одно кинопредставление по субботам давало пищу разговорам на неделю. По словам гоф-лектрисы Е. А. Шнейдер, у Ольги Николаевны был хороший, ровный характер; Татьяна обладала трудным, скорее скрытным характером, но более глубокими, чем у других сестёр, душевными качествами, была самой серьёзной и сдержанной. Мария Николаевна была добра, не без некоторого упрямства, и по способностям слабее старших сестёр. Анастасия была очень живой, весёлой, лукавой и остроумной.

Во время войны старшие княжны, сдав сестринские экзамены, работали в Царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в этом деле.

У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Особенно это выражалось у Ольги и Марии.

30 июля 1904 г. у Александры Фёдоровны родился пятый ребёнок. К великой радости родителей, это был мальчик. В тот день Николай записал в дневнике: «Великий незабвенный для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. У Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем». По случаю появления наследника по всей России палили пушки и звонили колокола, развевались флаги. Но вскоре выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Когда он спотыкался и падал, маленькие синяки появлялись у него на руках и ногах, и через несколько часов превращались в тёмно-синие опухоли. Под кожей его кровь не могла свернуться. У страдающего гемофилией человека любой ушиб, царапина, кашель, удаление зуба и другие ситуации, связанные с кровотечением, могут привести к летальному исходу. Это было тяжёлым ударом для Николая и его жены. Эта тайна тщательно охранялась, и знали о болезни царевича только самые близкие к царской семье люди.

Вне приступов Алексей был весел и жизнерадостен, как и Анастасия, любил подшутить над другими. Но шутил ли он, когда в свои 6 лет сказал председателю Совета министров: «Когда наследник входит, надо вставать»? И всё же, чем старше становился Алексей, тем чаще, как писал министр двора А.А. Мосолов, «в глазах его замечался грустный оттенок».

Сначала родители пытались найти Алексею товарища для игр. Брали детей матросов, потом детей или племянников «дядьки» царевича - Деревенько; потом решили никого не брать.

Гувернёром Алексея был швейцарец Жильяр, умный и образованный человек. Обучать Алексея было трудно: только налаживалось дело его учения и воспитания, как мальчик заболевал. Гемофилия вызывает очень сильные боли при внутренних кровоизлияниях. После таких приступов ребёнка исподволь вновь приходилось доводить до прежнего уровня знаний и поведения.

Для Александры Фёдоровны сознание того, что она послужила причиной страданий сына, стало постоянной психологической травмой. Николай никогда не упрекал в этом императрицу. С годами она стала страдать истерией, сделалась мнительной. Потеряв веру во врачей, она все свои надежды возлагала на милость Божью. Всякого рода странники и божьи люди стали появляться во дворце. Постепенно среди них выделился Григорий Распутин, не раз спасавший Алексея.

Дети учились английской грамоте от самой императрицы; французскому языку и некоторым общеобразовательным предметам их обучал Жильяр; немецкому языку - Е.А. Шнейдер, русскую словесность и общие предметы преподавал учитель гимназии Петров.