logo
Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в.)

1. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. РОСТ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РОССИИ И БЕЛАРУСИ

В процессе упадка прединдустриальной цивилизации и переходного периода к новой резко увеличились темпы прироста населения и сократились возможности удовлетворять потребности растущего количества жителей на узкой базе мануфактурного производства. Поэтому объективной необходимостью стал переворот в самом способе производства. И такой переворот начался в последней трети XVIII - начале XIX в. [7, с. 76]

В Западной Европе этот период был отмечен значительными успехами в науке и технике, изменениями в технологическом процессе производства, которые позже получили название промышленной революции. Ее главным проявлением и, одновременно, результатом стал переход от мануфактурного (инструментального) производства к фабрично-заводскому (машинному). Зародившись в Англии, промышленная революция затем перебросилась на европейский континент (Германия, Франция) и за океан (США). Первоначально она затронула лёгкую промышленность. Позже, в середине и второй половине XIX в., ядром промышленного переворота становится тяжелая промышленность и прежде всего машиностроение [1, с. 81].

Бурные экономические процессы, протекавшие в странах Запада, повлекли за собой фундаментальные социальные сдвиги. Важнейшими особенностями индустриального общества становятся биполярная классовая структура и техногенный характер развития. Формирование классовой структуры индустриального общества не было безболезненным процессом. Первые два поколения людей, живших в условиях промышленного переворота, заплатили немалую социальную и экологическую цену [10, с. 45]. Противоречие между экономическим прогрессом Запада и нищетой беднейшей части его населения под впечатлением своего посещения в 1835 г. Манчестера очень тонко выразил французский мыслитель А. де Токвиль: "Из этой грязной сточной канавы низвергается промышленный поток человечества, чтобы удобрить весь мир. Из этой мерзкой канавы текут потоки чистого золота. Здесь цивилизация достигает своего самого законченного развития и своей самой большой грубости, здесь цивилизация создает свои чудеса, а цивилизованный человек превращается почти в дикаря" [11, с. 43].

Противоречия социально-экономического развития не замедлили проявить себя в общественно-политической сфере. Борьба против отмены "хлебных законов" с трагедией Питерлоо и мощное чартистское движение в Англии, восстания лионских ткачей во Франции, общеевропейская революционная буря 1848-1849 гг. и другие взрывы социального недовольства становятся характерной чертой этой эпохи. Недаром еще в 1848 г. К. Маркс в "Манифесте коммунистической партии" констатирует появление в Европе "призрака коммунизма", предвещающего неминуемую гибель капитализма. Промышленная революция в целом ряде своих проявлений также ускоряла не менее сложные и противоречивые процессы формирования наций, вызывая к жизни национально-освободительные движения и приближая превращение Европы в "лоскутное одеяло" из национальных государств [9, с. 297, 301-304, 318-319, 380-382].

В Российской империи в силу ее относительной отсталости от ведущих стран Западной Европы и США промышленный переворот начался с некоторой задержкой (примерно в 1830-е гг.) и завершился позже (в 1880-е гг.). Тем не менее, и здесь проявились те же социальные противоречия трансформации доиндустриального общества в индустриальное, что и на Западе. Значительные феодально-крепостнические пережитки создавали в России дополнительные очаги напряженности в обществе.

Подавление восстания 1863-1864 г. и развернувшиеся затем репрессии по отношению к его участникам не могли надолго сдержать роста движения социально-политического протеста. На протяжении последней трети XIX в. в Беларуси произошло около 400 крестьянских выступлений, направленных против помещиков и администрации. Со временем количество выступлений и их участников, активность крестьянского движения возросли: наибольший размах приходится на вторую половину 80-х - 90-е гг. XIX в. Формы крестьянского сопротивления, их направленность имели локально-временные особенности. Среди них: отказ платить подати и выкупные платежи, захват сервитутов, спорных участков, помещичьего имущества, порубки леса и потрава угодий, саботаж распоряжений властей и многое другое. [6, c. 179].

В 70-е - первой половине 80-х гг. XIX в. выразителями интересов крестьянства выступали народники. Разночинцы-народники были сторонниками теории крестьянского социализма А. Герцена и Н. Чернышевского, исходивших из убежденности в том, что Россия может осуществить переход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину [7, с. 84]. Представители студенческой и ученической молодежи Беларуси в то время действовали в основном в общероссийских народнических организациях "Земля и воля", "Черный передел", "Народная воля" [5, с. 111-112]. В 70-80-е гг. XIX в. народнические кружки действовали в Минске, Могилеве, Гродно, Пинске, Витебске, Орше, Слуцке. В 1882 г. белорусские народники перешли на позиции "Народной воли", считавшей необходимой борьбу за политическую свободу с применением даже политического террора. После разгрома "Народной воли" в конце 1882 г. революционное народничество вступило в полосу глубокого идейно-организационного кризиса. Одни народники усваивали идеологию марксизма, другие перешли на либеральные, реформистские позиции [8, с. 364].

Также в это время в высших учебных заведениях Москвы и Петербурга студентами-белорусами были созданы кружки революционно-демократического и либерально-просветительского направлений. В 1881-1882 гг. они издали ряд публицистических брошюр, обращений и писем. В этих публикациях констатировалось существование самостоятельного белорусского этноса "как отдельной ветви славянского племени", давалось научно-теоретическое обоснование этого положения. Авторы протестовали против ущемления самостоятельности белорусов, призывали интеллигенцию стать ближе к народу [11, с. 235]. Значительный вклад в разработку задач белорусского национального движения внесла группа журнала "Гомон", которой руководили А. Марченко и Х. Ратнер. В 1884 г. "Гомон" выступил с инициативой объединения народнических организаций Беларуси. "Гомоновцы" первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации, отстаивали ее право на национальную самостоятельность, добиваться своих целей предлагали революционным путем [6, с. 182]

В 1892 г. в Петербурге действовал интернациональный "Кружок молодежи польской, литовской и белорусской" под руководством белорусского поэта-демократа А. Гуриновича. Члены кружка были связаны с созданной Г. Плехановым в Женеве группой "Освобождение труда". Они вели активную пропаганду не только в студенческой и интеллигентской среде, но и среди рабочих ряда фабрик и заводов Петербурга. Параллельно действовала московская польско-литовско-белорусская студенческая организация, также находившаяся под слиянием марксизма. Решение национально проблемы в Беларуси ими связывалось с созданием свободной федерации славянских народов. В конце 90-х гг. В Минске по инициативе гимназистов Ивана и Антона Луцкевичей был создан кружок по изучению Беларуси и разработке национального вопроса. В библиотеке кружка были произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, историческая, этнографическая литература, материалы белорусского фольклора. Переехав в Петербург, братья Луцкевичи создали там в 1902 г. легальный "кружок белорусского народного просвещения"[12, c. 238].

В 80-е гг. в Беларуси сложились относительно благоприятные объективные и субъективные условия для распространения марксизма и появления социал-демократического движения. Крестьянский социализм народников находился в идейно-организационном кризисе. Стали создаваться кружки рабочих, где изучались произведения Маркса и его последователей. Первый кружок этого направления был создан в Минске студентом Э. Абрамовичем. Летом 1885 г. в марксистских кружках занималось уже 130 рабочих, активизировалась пропаганда в пролетарской среде. В середине 90-х гг. в Минске сформировались две социал-демократические группы, которыми руководили Е. Гурвич и П. Берман. Они стремились подготовить пропагандистов и добиться осознания рабочими своей исторической миссии, как ее обосновывала марксистская теория. [12, c. 240]

Во второй половине 90-х гг. ведущее место в освободительном движении заняли социал-демократы, ориентировавшиеся на подготовку пролетарской социалистической революции. Начав массовую экономическую агитацию среди рабочих, они смогли возглавить рабочее движение. В Вильно, Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Бресте, Пинске, других городах образовались относительно крупные общегородские рабочие организации социал-демократического направления. Появились и региональные организации: Рабочий союз Литвы (1896), Бунд - Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (1897). В марте 1898 г на съезде в Минске представителей ряда социал-демократических организаций России, в том числе Бунда, было принято решение об их объединении и образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). [5, c. 112]

Создание РСДРП содействовало расширению политической агитации на местах и активизации рабочего движения, в том числе и в Беларуси. В 1898-1900 гг. рабочее движение охватило 21 населенный пункт и по сравнению с 1895-1897 гг. увеличилось в 2,3 раза. Выступления рабочих все больше носили политический характер [12, с. 241].

Таким образом, на фоне развертывания промышленного переворота во второй половине XIX в. на Беларуси, как и в целом по России, происходит заметная активизация общественно-политической жизни. В то время как польская шляхетская революционность после разгрома восстания 1863-1864 г. стала фактом истории, возрастает влияние радикальных социально-политических движений (народничество, марксизм) и в их лоне зарождается белорусское национальное движение.