Образование и распад империи Тамерлана
1.3 Тимур как правитель Мавераннахра
Сразу же после выше описанных событий он начал наводить порядок в землях империи. Столицей своей зарождающейся империи он сделал город Самарканд, потому что этот город был в центре всего Мавераннахра. И начал Тимур этот город расстраивать и украшать. Надо заметить, что кроме его увлечений таких как игра в шахматы и охота, была еще и архитектура. Позже нельзя было найти ни одного места в Самарканде и близлежащих землях, которое было пустым. Именно в его годы правления сюда были свезены тысячи и тысячи ремесленников, строителей и т. п. И они создали поистине уникальное творение - город-цветок - Самарканд. Но давайте вернемся к политическим событиям того времени.
Тимур, к тому времени ставший эмиром и гурганом, посылает посольство к правителю Хорезма - Хусейну Суфи. С требованиями о присоединении Хивы, Ката и других городов он не согласился и отказался выполнять их. Тогда Тимур пошел в поход, чтобы завоевать Хорезм, и он добился этого. Хусейн Суфи умер и на его место стал Юсуф Суфи. Отношения с Хорезмом Тимур превратил в родственные после свадьбы своего старшего сына Джехангира с Севин Беги заде. Затем он возвратился в Самарканд и после двухмесячного отдыха отправился в "3-й раз в страну Джетте" [1; 89] против Камар-ад-дина. Тимур побеждает его и захватывает в плен его жену Хужан Агу и ее дочь Дильшод Агу. Кстати, по версии Шаши, Джехангир дарит Тимуру Дильшод Агу вместе с захваченными отарами овец. И позже происходит пышный обряд бракосочетания между Дильшад Агой и Тимуром.
Затем опять начинается смута в Хорезме, Тимур отправляет туда своего сына Джехангира, который подавляет врага.
Устройство государства Тимура.
Во главе своего сильного централизованного государства Тимур поставил армию. Она, по его мнению и действиям, должна быть сильной, хорошо обеспеченной и должна полностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Надо отметить тот факт, что Тимуp особое внимание обpащал на аpмию, и как следствие его положения были закpеплены в дальнейшем в "Уложениях Тимуpа".
Структуру своего государства он сохранил такой же, как и во времена Чингис-хана, считая, что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно - территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например, он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые, по его мнению, заслуживали этого, не только провинции, но и целые страны. Но Мавераннахр, т. е. управление центром он осуществлял самолично.
Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости мобилизация населения, строительство дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом проверялось абсолютно все.
Согласно "Уложениям Тимура", он разделил население на 12 классов. Это были:
1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы которые были допущены в его общество.
2. Интеллигенция, опытные люди, которые ему давали советы.
3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Тимура.
4. Эмиры, шейхи, офицеры и другие. Т. е. военное руководство, с которым он держал совет.
5.Войско и народ.
6. Советники (достойные люди обладавшие мудростью).
7. Визири и секретари (государственный аппарат).
8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался.
9. Историки, которые записывали все события происходящие в то время.
10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни.
11.Мастера и ремесленники.
12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди (Кстати, они и составляли в основном шпионские миссии Тимура в других странах).
Также в его постановления были определены 12 принципов, которыми он руководствовался [1; 49]:
1. Беспристрастное, одинаковое отношение ко всем классам общества - «богатым и бедным», говоря более реальным языком, внеклассовый и надклассовый характер власти правителя.
2. Строгое, неуклонное хранение заветов ислама: правитель поддерживает ислам, а ислам поддерживает его.
3. Милостыня бедным. Выдвинута идея широкой государственной благотворительности неимущим слоям населения, владыка мира - щедрый попечитель обделенных на жизненном пиру людей.
4. Высший закон для правителя - общее благо: идея просвещенного деспотизма.
5. Примат религиозных дел над мирскими, житейскими. Своеобразное сочетание противоположностей, характерное для Средневековья и западного, и восточного, - сочетание «презрения к миру» и стремления к абсолютной власти над этим миром, - яркая восточная параллель к понтификату таких личностей, как Григорий VII и особенно Иннокентий III.
6. Правитель - духовный меч Аллаха, карающий всю людскую неправду, высший судья в человеческом обществе, опять-таки внеклассовый и надклассовый арбитр.
7. В противоположность коварству, лицемерию, обману мелких феодалов владыка мира - олицетворение правды, неуклонный хранитель своих обещаний, чести, своих слов, когда-либо и где-либо сказанных.
8. Отсутствие корысти к имуществу подвластных людей, широкая щедрость владыки, не знающего пределов своим материальным ресурсам.
9 и 10. Вера и величие правителя рождены как бы из одного чрева; правитель, распространяя ислам, тем самым увеличивает свое могущество; идея тесного союза владыки мира и ислама.
11. Духовные лица занимают первые места в верховном совете правителя; их совет - первый, главный момент в решениях правителя.
12. Жизненный путь великого правителя освещен двумя светочами - беспристрастия и мудрости: «правда и милость да царствуют везде и во владениях правителя мира». [1; 52].
Кто владеет этими ключами, тому по праву принадлежит власть над целым миром, над мириадами людей, того называют джехангиром.
Далее он сформулировал правила для формирования армии; раздачи жалованья войску, военному руководству, чиновникам; раздача доходов с областей, содержание детей и потомков и наказания сыновей, внуков и других родственников, эмиров и визирей. В государственном аппарате он определил основные постановления для министров - лиц служащих твердых и верных столпов величия. В основном для министров он определил 2 критерия - финансы (может провороваться или использование служебного положения в личных целях) и предательства. В этих постановлениях, он сформулировал основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них. В военной сфере Тимур создал правила возведения в эмиры [1; 64] и правители; правила для повышения солдат от самого низшего до самого высокого рангов; приемы поощрения солдат и военного руководства; правила раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.
Вспомогательным органом управления для Тимура был Совет (Диван). Он состоял из четырех визирей (министров):
1-й. Визирь провинции и народа. Он сообщал о событиях и делах происходящих в администрации, а также о состоянии народа. Он доставлял в казну суммы податей и налогов, а также советы о распределении всей массы сборов, давал точный отчет о количестве населения, его культуре, о развитии торговли и положении полицейского надзора.
2-ой. Военный визирь. Его обязанности состояли в представлении росписей войск и реестров жалования, в ознакомлении с расположением отрядов для предупреждения разбросанности и в совете обо всем, что касается военного дела.
3-й. Визирь, охраняющий от расхищения имущество отсутствующих, умерших, дезертировавших и распоряжающийся им при отсутствии наследников; он же следил за пожертвованиями, и налогами.
4-й Визирь, управляющий делами всей империи. Он следил за деятельностью и финансами всех учреждений империи, наблюдал за казной вплоть до расходов на содержание лошадей и других вьючных животных. [Можно заметить то, что каждый из них наблюдает друг за другом, это говорит об осторожности Тимура и его недоверии к визирям].
Помимо них еще существовали три визиря в пограничных областях и внутри государства, для неусыпного надзора за охраной провинции и управлением государственным имуществом. [Эти визири также имели сеть агентов-шпионов, сообщающих об обстановке внутри империи и за ее пределами. Кроме того, Тимур сам имел своих агентов, не подчиняющихся никому]. Эти семь визирей были подчинены Диванбеги (начальнику дивана), и, обсудив с ним все дела, касающиеся финансов, они доводили их до его сведения. Существовал также азларбеги - начальник прошений, который заботился о том, чтобы эти прошения достигали престола. Духовный судья доносил ему о делах, касающихся религии, а гражданский - о делах, касавшихся его ведомства. Были и представители духовной власти, докладывающие ему о состоянии пенсионов назначенных потомкам пророка, о жаловании другим духовным лицам, равно как и о распределении других вкладов и фондов, определенных на дела религии. Он имел также секретарей для протоколирования всего, что происходило в совете (вопросы распределения войск, назначения эмиров и многое другое) и секретарей аудиенции или записи публичного совета для записи всех основных событий. Последнее - это были постановления о назначении начальников (эмиров) улусов [4; 167], кушун [кушун - рота в 100 человек] и тумыней [тумын (туман) корпус в 10.000 человек], правила отношения руководителя к подчиненному и наоборот, и правила обращения с друзьями и врагами. Как видно, все эти правила представляют собой опыт жизни своей и других скомпилированный в одном произведении. Этими правилами или уложениями Тимур руководствовался всю жизнь, и некоторые его потомки использовали эти уложения в своем правлении.
Военно-политические и административные правила Тимура для завоевания государств.
При завоеваниях государств он учитывал военно-политическое состояние государства. "Когда государство становится добычей тирании, насилий и жестокости, тогда долг каждого государя, верного законам правосудия, употребить все усилия для искоренения всех этих бичей, вторгаясь в страну. Всевышний сам вырвет такое государство из рук притеснителя и подчинит его этому государю." [1; 98]
Если правитель и народ не были в согласии друг с другом, он не употреблял значительные воинские силы т.к. победить было легко. Дальше мы можем сказать, что Тимур вел свои походы также под прикрытием веры или точнее - из-за ее упадка. Также он утверждает, что если в каком-то государстве наблюдается безверие, ересь и появление многочисленных сект, то его можно и нужно завоевать. И, наконец, он говорит, что нужно очищать государства с другими вероисповеданиями для вывода ее народа из заблуждения. Т. е. официально для распространения религии он завоевывает другие государства.