logo
"Русская Идея" в доктрине неославянофилов

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время (в период большевицкого ига) само понятие «русская идея» подвергалось шельмованию (именно за то, что русская), труды мыслителей славянофильского лагеря не издавались, даже произведения такой величины мирового масштаба, как Фёдор Михайлович Достоевский, изымались из фондов и запрещались - за «антисемитизм», «национализм», «великорусский шовинизм»…Лишь в 1990-е годы ситуация стала меняться, в 2000-х мы наблюдаем не просто всплеск интереса к истории русской мысли, к истории нашей страны в целом - а, можно смело сказать, начало процесса возрождения, возврата к истокам, осмысления, кто мы, откуда и куда идём.

В этом процессе обретения русскости (русским мало родиться - им надо стать) нам помогают возвращающиеся теперь из забвения запретные ранее авторы, которые имеют непреходящее значение для укрепления самосознания русского народа: те, кто раскрыли сущность нашего предназначения, выявили глубинные архетипы русской души.

Сейчас эти авторы и их мысли как никогда актуальны. В раскрытии русской самоидентичности мы можем опираться на эти столпы, так как их осмысление исторического процесса, особой миссии России, её уникальной самобытности выдержало проверку временем. Многие их прозрения оказались пророческими.

Цели этой работы - выявить суть многопланового явления, артикулированного понятием «Русская Идея», дать ему комплексную характеристику и проследить его преломление в доктрине неославянофилов. Следует оговорить, что неославянофильское течение весьма неоднородно, а, следовательно, о некой единой и незыблемой доктрине неославянофильства говорить можно только условно. Однако в этом течении присутствует чёткая сердцевина, т.е. некие структурообразующие компоненты, общие для различных представителей данного направления. Второстепенные моменты варьируются в достаточно широком диапазоне, вплоть до противоположных точек зрения у разных авторов.

При достижении поставленных целей решались следующие задачи:

1) изучить литературу и источники по теме;

2) дать характеристику идейной базы неославянофильства;

3) исследовать сущность «Русской Идеи» и раскрыть её основополагающие утверждения в контексте доктрины неославянофилов;

4) проследить преломления «Русской Идеи у различных представителей неославянофильства; дать анализ модификаций данного комплекса идей.

Надо сказать, что тема является малоизученной. Есть отдельные исследования по конкретным персоналиям (наиболее крупным в движении); существуют работы по русской философии, со своей специфической направленностью, затрагивающие данную проблематику. Но, к примеру, такой маститый автор как В.В.Зеньковский в своём монументальном произведении «История русской философии» (почти на 900 страниц!) проходит мимо Н.Я.Данилевского (!), личность и труды которого были эпохальными для России - и даже для всего мира (об этом ниже). А, например, произведения Н.Н.Страхова вообще не выходили отдельным изданием вплоть до 2007 (!) года. А ведь это крупнейшие представители неославянофильства… Зато в интернет-пространстве есть доступ к дореволюционным изданиям, в рунете идёт активное обсуждение вопросов по данной тематике. Множатся национал-патриотические сайты, на форумах которых идёт оживленная дискуссия о нашей истории, предстоящем пути, возможном развитии… На очень многих сайтах «Русская Идея» присутствует как отдельная рубрика. Существует издательство с одноименным названием. Печатаются труды авторов-неославянофилов, в том числе и «новой волны».

Очевидно, что исследования подобного рода сейчас очень востребованы в связи с пробуждением национального самосознания - это, во-первых; в связи с поиском путей развития, так как мы действительно стоим сегодня на перепутье, а от правильности выбора будет зависеть судьба не только наша - это, во-вторых; идеи славянофилов дают нам ключ к решению сегодняшних проблем - это, в-третьих; и наконец, эта традиция, идущая из глубины веков через концепцию Третьего Рима к славянофилам и далее от консервативной волны к постсовременным неославянофилам, - эта традиция по-прежнему жива, цепь преемственности сохранилась. Мы сейчас замыкаем эту цепь, осознанно восстанавливая разорванные богоборческой властью звенья, потому что наша вера («Почему мы верим в Россию») должна быть зрячей и сознательной. Данное исследование - малая лепта в общее дело национального возрождения.

В силу того, что главной категорией отечественной историософии является русская идея, то именно в её адекватной интерпретации содержится "логический ключ" к пониманию целого ряда духовных проблем современной России (России не в ее нынешнем территориально-государственном положении, а, шире, как духовного пространства Третьего Рима).

Мы сейчас наблюдаем широкий научный и общественный интерес к данной проблематике, в том числе за рубежом. Причём интерес не «музейный», как к некой реликвии прошлого, а глубочайшую заинтересованность как в чём-то насущном, актуальном, злободневном. Примеров множество: в 2007 году А.В.Смирнов, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН, выступил с докладом «Глобализация и национальная культура: чему может нас научить Н.Я.Данилевский сегодня». Смирнов в своём докладе поставил проблему взаимоотношений между нациями и культурами в процессе глобализации. По его мнению, теория культурно-исторических типов имеет весьма актуальное значение в сегодняшнем глобализирующемся мире. Что касается одного из магистральных тезисов славянофилов, а именно славянского единства, то эта тема привлекает внимание и сочувствие на самых верхах власти. В частности, Президент А.Г.Лукашенко поддержал идею создания в Белоруссии Международного Славянского Центра. Обсуждается необходимость создания Международной лиги славянских государств, проходят Всеславянские съезды (например, Восьмой съезд состоялся в 2001 году в Москве, на нём присутствовали делегации от 12 стран), действует Всеславянский Собор, его активно поддерживают: Международная славянская Академия, Славянский Комитет России, Славянский Военно-патриотический союз, общественный комитет содействия союзу Белоруссии и России, информационное агентство «Славянский мир» и другие общественные организации. И так далее и тому подобное. То есть идеи славянофилов живут, находят своих последователей и в наше время, потому что они, эти идеи, глубоко верны в своей основе, дают концептуальное видение мироздания - и это неоспоримый факт.

Даже в Китае, столь чуждом нам по менталитету, изучают творчество русских философов славянофильской волны. Проходят международные конференции по этой теме. Лучшие умы современной России включены в поиск посильной реализации данной концепции; Институт российской истории Российской Академии Наук публикует исследования (в рамках научно-исследовательской программы), посвящённые «Русской Идее»; доктора исторических наук, академики, изучают русскую историю с позиций православного универсализма (например, А.Н.Боханов) - а это есть позиция славянофильская.

В рамках данной работы исчерпывающее и всеохватное исследование невозможно, мы прикасаемся к целой вселенной. Поэтому остановимся на основополагающих моментах, дадим очерк этого направления мысли, подробнее остановившись на самых ярких её выразителях и ограничив исследование временными рамками второй половины XIX века.