logo
"Русская Идея" в доктрине неославянофилов

1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ

К сожалению, обобщающей работы по обозначенной теме пока не существует, но вышло много публикаций по конкретным аспектам «Русской Идеи», в частности о Самодержавии как идеальной форме правления с особой функцией катехона - работы А.Н.Боханова [6], Л.Тихомирова, М.Назарова [29], К.Зайцева и др.; изданы материалы (в том числе биографическо-описательного характера) о деятелях стана славянофилов (ранних, поздних, постсовременных). Нас будут интересовать такие масштабные личности, как Данилевский, Страхов, Леонтьев, Достоевский. Остальных коснёмся лишь вскользь, для полноты картины.

В честь Н. Страхова даже названо существующее ныне в России Русское Философское Общество, роль этого незаурядного мыслителя подробно освещена Н. Ильиным [22], которому по преимуществу и принадлежит заслуга «открытия» Страхова. Свидетельством всё возрастающего интереса к наследию Н. Страхова явилась в т.ч. и состоявшаяся чуть больше года назад (2008) международная научная конференция, приуроченная к 180-летию со дня его рождения, в которой принял активное участие Н. Ильин; издательство МГУ выпустило исследование «Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов»; отдельной книгой вышли произведения Н. Страхова «Мир как целое» (2007) - спустя столетие (его труды вообще не издавались с дореволюционного времени). Теперь мы наконец-то имеем возможность черпать из первоисточника.

В советское время если что-то и писалось о неославянофилах, то с обязательными обличениями их «заблуждений», «ретроградства», «утопичности» их учения. Такая позиция верных учеников Мордохея Леви, именем которого они клялись, понятна. Ведь славянофильство основывалось на Православии, что само по себе было нестерпимо для антихристианских сил, захвативших власть в 1917г. Однако в это же время в русской эмиграции идёт напряженное осмысление прошлого, издаются труды, в том числе посвященные русским мыслителям [19], [44], [8], [40], [45]. В. Зеньковский, придерживаясь хронологического принципа, исследует мир идей русской философии. Эта работа масштабная, имеет внутреннюю диалектическую связность, но серьезным недостатком, применительно к нашей теме, является необъяснимое игнорирование автором творчества Н. Страхова. Этот недостаток восполнен другим, уже современным российским, философом - Н. Ильиным [22], который, можно сказать смело, «открыл» для современного читателя Страхова. Книга является революционной в плане трактовок русской философии и оценок ее творцов. Должное место в системе русской мысли наконец занимает почвенническая идеология (от И. Киреевского до Н. Страхова).

В книге, посвященной развёртыванию «Русской Идеи» в историческом плане [5], мы находим комплексный подход, основанный на широкой научной эрудиции автора (д.и.н.) и концептуальном видении проблематики, чего недостаёт другому исследователю, прикасающемуся к той же теме [4]. А. Боханов рассматривает манифестации «Русской идеи» в органической целостности с позиций православного универсализма, что является единственно верным подходом для данной тематики.

А. Гулыга дает характеристику славянофильскому учению в контексте универсума «Русской Идеи» [10].

Имя Достоевского не нуждается в комментариях, это «Имя России» для очень многих людей [15]. Прекрасную, тонкую характеристику его мировоззрению и всей сложности натуры великого писателя даёт отец Сергий (Булгаков) [8] и А.Н. Боханов [5]. У Булгакова здравые и проницательные суждения о Достоевском перемежаются иногда с предрассудками интеллигентской образованщины (по меткому определению А. Солженицына) того времени: касаемо «ахиллесовой пяты», как считает Булгаков, идеологии великого писателя - его монархизма [8, c.205] (для других авторов монархизм Достоевского расценивается как его достоинство [6, c.131]); также о. Сергий, имеющий экуменические наклонности, отвергает трактовку католицизма как ереси, выродившейся в антихристианство - хотя в подтверждение своей позиции Достоевский приводит неотразимые доводы; ну и конечно, пресловутый «антисемитизм» величайшего русского гения: не пытаясь разобраться в сути проблемы, критики Достоевского вешают на него ярлык юдофоба.

Лишь в России постсоветского периода стали выходить оригинальные тексты неославянофилов [18], [11], [13]. [21], [26], [17], [30], [36], [47], а также работы, им посвященные, публикуемые в том числе в рунете [7], [24], [27], [31], [34], [35], [46]. Можно даже говорить о некоем буме, грандиозном всплеске интереса к наследию славянофилов. К фигуре Константина Леонтьева проявляется особое внимание, этот загадочный автор до сих пор по-настоящему не понят и не оценен. Мнения исследователей о нем и его наследии расходятся диаметрально. Впрочем, как и о других славянофилах.

Отдельно следует сказать о книге М. Назарова [29], так как данный автор обладает редким даром проникать в самую сердцевину явлений, обширность его познаний и глубина анализа могут быть эталоном для прикасающихся к «Русской Идее» исследователей. Книги Назарова выходят в издательстве с одноименным названием - «Русская идея».

В современной России существует журнал «Русское самосознание», посвященный исключительно русской идее в прошлом и настоящем, истории становления русского духа, ибо «история народа есть история становления его духа» [3]. Здесь опубликованы работы Страхова [37], выходят статьи о проблемах славянофильства, национального возрождения, осмысления «русской Идеи» на постсовременном этапе [1], [2], которое в своих выводах совпадает с тем, что проповедовали неославянофилы второй половины XIX века: «Символ веры русского человека включает четыре высшие ценности: Православие, Государство, Отечество, Нацию - и соответственно, четыре качества русского человека, выражающие его полноту: православность, государственность, патриотизм и национализм» [3].

Большая работа в этом направлении ведётся в интернет-пространстве. Православные сайты, исторические и патриотические ресурсы публикуют данные по этой проблематике. Ведутся форумы (на russia-talk.com, polemics.ru, rusidea.org и др.), интернет-конференции по этой тематике.

Мы наблюдаем возрождение русского самосознания, поэтому так важно сегодня восстанавливать преемственную связь с идеологией славянофилов, которые и явили собой наиболее полное выражение этого самосознания.