logo
Освоение целины

1.2 Разработка программы по освоению целины и залежных земель

Хрущев хотел достичь быстрого повышения жизненного уровня. И поэтому в 1954 г. он начал «наступление» в духе традиционного большевизма с целью освоить под производство зерна где-то 35 млн. га целинных земель в северном Казахстане и на юге Сибири. Возглавил компанию Брежнев - давний хрущевский протеже.

Грандиозная программа освоения целинных и залежных земель на Востоке стала разрабатываться и частично осуществляться сразу же после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС. Инициатором и основным разработчиком ее был неутомимый в своих поисках Н.С. Хрущев.

Хрущев, ставший в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС записку, хотел немедленных успехов. В январе 1954 г. он направил в Президиум ЦК КПСС записку «Пути решения зерновой проблемы», в которой говорилось о критическом несоответствии между производством зерна и ростом потребностей в нем.

Основным положением записки были включены в постановление февральско-мартовского (1954 г.) пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целлиных и залежных земель ». Предложенная «сверхпрограмма » расходилась с утвержденным сентябрьским пленумом новым курсом аграрной политики, в которой речь вообще не шла о расширении посевных площадей, а ставилась задача всемирного развития зернового хозяйства за счет повышения урожайности.

Серьезными оппонентами «сверхпрограммы » оказались, по разным причинам, член президиума ЦК КПСС, министр иностранных дел В.М. Молотов и руководство компартии Казахстана во главе с Ж. Шаяхметовым. Первый секретарь ЦК компартии Казахстана, члены бюро ссылались на нехватку специалистов, отсутствие транспортных путей для вывоза хлеба и складских помещений для зерна. Они считали, что распашка степей лишит выпасов скота.

Хрущев высмеивал критику его предложения и в своих мемуарах утверждал: « В Президиуме ЦК партии разгорелись споры, появились сомнения, особенно у таких консервативных людей, как Молотов…Он совершенно не понимал сельскохозяйственного производства. На первых порах он не возражал против освоения целины, но уже пускал «пузыри»: без конца выдвигал те или другие вопросы, которые ему казались неприятными и требовали разъяснений. И все они сводились к одному: берется слишком большой размах, дело еще не созрело, а может быть, и вообще ошибочно, затраты себя не оправдывают ».

О глубоких разногласиях между Хрущевым и молотовым по вопросу освоения целины (а фактически серьезной корректировки аграрной политики советского государства) дает представление стенограмма июньского (1957 г.) пленума ЦК КПСС. В «антицелинных» настроениях Молотова обвиняли министр сельского хозяйства СССР В.Б.Мацкевич, министр заготовок СССР Л.Р. Корниец, министр совхозов СССР И.А. Бенедиктов, министр совхозов РСВСР Т.А. Юркин, заведующий сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС по РСФР В.П. Маларщиков. «Вы забыли, товарищ Молотов, то заседание Президиума ЦК КПСС, на котором обсуждали вопрос о целине, - говорил Бенедиктов, - Вы выступали и говорили что это мероприятие очень дорого, денег не хватит, вкладывать средства в это дело неразумно, нецелесообразно и что это мероприятие сомнительное. А тогда речь шла только о 13 миллионах гектаров».