logo
Основные этапы установления крепостного права в России

1. Становление феодальных отношений в Древней Руси

Крепостное право, как совокупность юридических норм, закреплявших крестьянскую зависимость от феодала, с запретом уходить со своих земельных наделов, наследственным подчинением административной и судебной власти определенного феодала, лишением крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, формируется в Западной и Центральной Европе после распада Римской рабовладельческой империи в 1-м тысячелетии и укрепляется в первой половине 2-го тысячелетия. После этого, в 16-18 вв., в Западной Европе элементы крепостного права начинают исчезать [1, с.388-389].

В России образование феодального государства начинается с распада первобытного строя и минует рабовладельческую формацию. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы из числа должников и пленных не образуют класса, а считаются младшими неполноценными членами семьи. В племенной среде еще 7- начала 9 веков выделилась «нарочитая знать» - вожди, старейшины, знаменитые воины, которая стала жить не общинным укладом, а отдельными укрепленными усадьбами, создавая частную собственность на средства производства, на землю, облагая соплеменников данью (налогами). Родовая знать, княжеские дружинники на этапе становления государства («военная демократия»), формально сохраняя общинные традиции и демократическое собрание («вече»), формируют привилегированную феодальную группу бояр-вотчинников, передававших свои земли-«вотчины» по наследству и подчинявших себе крестьян-общинников. С возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже 8-9 вв. сложилось государство восточных славян [2, с.32,33,36].

Свободное население Руси именовалось «люди, людины», основную его массу составляли крестьяне: землевладельцы-общинники, разрабатывавших свои участки индивидуально, и «смерды» - пока еще свободные люди, находившиеся под особой юрисдикцией князя и платившие натурой оброк, выполнявшие работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов. Если у смерда не было сына, то земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились «закупы», взявшие купу (в долг), которую необходимо было выплатить в срок и с процентами (резы). При невыплате они становились бесправными «холопами» и работали в хозяйстве феодала под надзором «рядовичей» - людей, поступавших на службу к господину по договору - «ряду». Рабы (как военнопленные, так и должники) бывали временными (до уплаты долга) или постоянными, включая наследственное рабство, но при этом и они могли выкупить себе свободу.

Когда говорят о крепостном праве в России, имеют в виду, прежде всего помещиков и крестьян. На самом деле, на рубеже 17 - 18 веков в большей или меньшей степени было закрепощено все население страны: и дворянство, и духовенство, и горожане, и крестьяне всех категорий [8, с.3].

Таким образом, можно выделить основные социальные группы периода:

1) высшие классы - князья, бояре-вотчинники и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы-горожане;

2) средний класс - купцы и ремесленники в городах, владельцы средних и небольших имений;

3) низший класс - бедные ремесленники и крестьяне, а также полусвободные и невольники.

Социальное неравенство закреплено в древнерусском феодальном праве, действовавшего до 15 века и состоящего из норм: «Правда Ярослава», «Закон Русский», дополнения к «Правде Ярослава», «Правда Ярославичей», Устав Владимира Мономаха», «Пространная Правда» [2, с.44,45]. Ознакомимся с некоторыми положениями. «Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертию; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну: за боярина княжеского, тиуна огнищан (княжеский дворецкий), или граждан именитых, и тиуна конюшего - 80 гривен или двойную виру (штраф); за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, то есть свободного человека, русского (варяжского племени) или славянина - 40 гривен или виру, а за убиение жены полвиры. За раба нет виры; но кто убил его безвинно, должен платить господину урок, или цену убитого: за тиуна сельского или старосту княжеского и боярского, за ремесленника 12 гривен, за простого холопа боярского и людского 5 гривен, за рабу 6 гривен, и сверх того в казну 12 гривен продажи, дани или пени [5, с.159]». Степень социальной несправедливости налицо: жизнь боярина, княжеского работника оценивается значительно выше холопской, женщина стоит на низшей ступени, чем мужчина и т.д.

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было «полюдье» - дань, собираемая осенью с каждого дома, «с дыма»: сельхозпродукты, меха, мед, воск, лен. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли, тем самым государство утверждало свою верховную собственность на земли. Второй этап: со временем князья присваивают общинные земли - в интересах своих семей и наделяя разрастающийся штат вассалов-дружинников все новыми угодьями. В свою очередь, и вассалы вассалов за службу получают вознаграждение землями за счет общинных территорий.

Обедневшие свободные общинники, ранее способные прокормиться за счет трехполья (поля под яровые, озимые культуры и под «пар»), теперь вынуждены искать покровительства у феодала и становиться зависимым работником. На господской земле трудились жители деревень. За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, отданными княжеским вассалам в наследственное пользование, крестьяне должны были платить платежи натурой и выполнять определенные работы, т.е. обязанности, которые раньше исполняли по отношению к великому князю, государству, теперь выполняли в интересах нового господина [4, с.25,51-54]».

В городах также шел процесс имущественной и социальной дифференциации с закабалением населения. Социальный протест внутри общества нарастал. Одним из примеров является восстание в 1113 г. в Киеве и окрестных деревнях. Смерды, закупы, рядовичи, холопы вышли из повиновения и подняли мятеж. Приглашенный для усмирения восставших князь Владимир Мономах вынужден изменить кабальные отношения: если проценты в полтора раза превышают сумму самого долга, то долг считать погашенным; нельзя брать более 20% годовых за долг; нельзя превращать в холопа человека, получившего в долг хлеб. Прописаны источники холопства: самопродажа в холопство или добровольный уход в услужение к господину без оговоренной свободы; превращение в холопа человека, женившегося на холопке без специального договора; беглый закуп (должник). Эти нормы Мономах внес в новую «Русскую Правду» («Устав Владимира Всеволодича») [4, с.75-76; 4, с.201].

Опора князей - боярство - со временем станет одной из главных сил разъединительного процесса Киевской Руси. Опираясь на своих бояр-феодалов, местные князья сумели в 12 в. добиться независимости от Киева, но затем обострятся противоречия между ними, т.к. иные бояре по своей мощи, размерам собственности могли конкурировать с княжеской властью. Это приведет к феодальной раздробленности, сделает Русь лакомым куском для внешних агрессоров. Установится 240-летнее иго Золотой Орды.

С этим периодом связано становление новой опоры князей - дворянства: служилых, военных, дворовых людей, прислуги, получавших земли с крестьянами во временное пользование (поместье), а не в наследственное, как бояре. Также получает развитие другая феодальная собственность - церковно-монастырская. Иго Орды выразилось и в том, что в этот временной период в Европе идет расцвет городов с их освобождением от власти феодалов, развитием частной собственности и правовой системы государства. На Руси нарушены культурно-экономические связи с Европой и идет ориентация на восточную деспотию, карающей силой стало не общество, а государство с жестокими формами подчинения, наказания, укреплением феодального абсолютизма, а не буржуазных отношений. Московские князья собирают земли восточными методами: насильственным захватом территорий, арестами и казнями соперников, борьбой с местными обычаями и традициями, в том числе с народными собраниями - вече.

Развитие феодального землевладения сопровождалось усилением эксплуатации и обострением противоречий между крестьянами и феодалами, между различными группами феодалов за владение крестьянами. Свободная крестьянская община почти полностью поглощена феодальным государством. Однако на фоне крупного феодального землевладения (княжеского, боярского, церковного) в 15 веке в Северо-Восточной Руси преобладают «черные земли» с общинным землевладением крестьян, с индивидуальным владением приусадебными участками и пахотной землей, наличием выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем княжеской администрации. Исчезают понятия «люди», «смерды», «изгои» и др. К концу 14 в. появляется новый термин - «крестьяне» [2, с.65-66].

этап становление развитие крепостничество право