Политика Золотой Орды на русских землях в XIII-XIV вв

курсовая работа

2. Изменение в организации татарской эксплуатации русского Северо-востока в период двоевластия в Золотой Орде

В 80-90 гг.XIII в. в Северо-восточной Руси образовались две взаимно враждебные политические группы. В одном лагере в союзе представители Переяславля - князь тверской и князь московский, в другом - князья ростовские, к которым примыкал и их верный союзник Андрей Городецкий.

В эпоху двоевластия в Орде, в конце XIII в., произошли некоторые изменения в организации эксплуатации русского Северо-востока, отразившиеся на организации ордынского владычества в последующее время.

Уже в первой трети XIV. великий князь владимирский Михаил Тверской сам собирал дань. Об этом говорится в Рогожском летописи 1318 г. и в биографии (житие) Михаила Тверского. В княжение Дмитрия Александровича Переяслсвского «даньщиков» уже не впускали, и великий князь стал сам собирать ордынскую дань, причем отвозил ее не в Волжскую Орду, а к Ногаю. Когда великим князем владимирским (в начале XIV в., после смерти Ногая) стал Михаил Тверской, то он пошел как бы на соглашение с Волжской Ордой и стал платить Тохте дань, т.е. теперь дань шла в Волжскую Орду, но собирал ее сам великий князь Михаил, следуя примеру своего союзника и единомышленника - великого князя Дмитрия Александровича Переяславского.

Посылал ли Ногай баскаков во Владимирскую землю, в Тверское, Переяславское и Московское княжества, признававшие Ногая, неизвестно. В дальнейшем мы баскаков там не видим. В Ростовском княжестве, признававшем не Ногая, а Волжскую Орду, баскаки еще в начале XIV в. сидели. По крайней мере под 1305 г. Ростовский владычный свод сообщает о смерти баскака Кутлубуга .

Около 1299 г. (1298-1300 гг.) двоевластию в Орде был положен конец. Войско Ногая было разбито, и сам он погиб. Перед Тохтой (Тохтогу)встал вопрос об отношении к сильному союзу трех княжеств - Тверскому, Переяславскому и Московскому, которые (во всяком случае Тверское и Переяславское), занимали ранее недружелюбную позицию к Волжской Орде. С другой стороны, поскольку со смертью Ногая (около 1299 г.) над князьями вновь оставался только один «царь» - волжский, они в той или иной мере должны были теперь подчиниться власти Тохты.

Самый факт существования союза трех княжеств, державшихся довольно независимо по отношению к волжскому хану, мог уже вызывать в Орде некоторые опасения. Между тем решительных шагов, резких мероприятий Орда не предпринимала, т.к. из смуты она вышла в значительной мере ослабленной и пока только собиралась с силами.

Политика Орды в отношении к Северо-восточной Руси выразилась сначала в ряде дипломатических мероприятий. В 1297 г. во Владимире состоялся съезд князей под руководством ханского посла Неврюя. Он носил официальный характер и собрался с приездом посла Неврюя, который, очевидно, и возглавлял съезд. Через 4 года произошел другой съезд, в Дмитрове. А спустя три года, в 1304 г., состоялся новый съезд в Переяславле, опять-таки с чисто официальным значением.

Годы, связанные с деятельностью последних двух съездов, принесли с собой раскол среди союзных княжеств и новую картину взаимоотношений. На первом съезде перед нами две резко враждебные партии: на одной стороне - Андрей Городецкий и князья ростовские, на другой - тверской, московский князья и представители г. Переяславля (две группы, образовавшиеся в период двоевластия в Орде). Следующий съезд 1301 г. внес разлад между переяславским князем и тверским. Наконец, решение съезда 1304 г. имело ввиду отношение к Орде московского князя .

В 1303 г. умер бездетный Иван Дмитриевич Переяславский и г. Переяславль занял великий князь Андрей, посадивший своих «наместников». Когда, на следующий год умер великий князь Андрей, в Орду пошел Михаил Тверской, надеясь получить великое княжение и Переряславль. Вслед за ним в Орду поехал и московский князь. В Орде великокняжеский стол был отдан Михаилу, но в то же время прямых полномочий на Переяславль ему не дали. Такое решение привело к вражде между князьями тверскими и московскими., чего и добивалась Орда.

В 1317 г. Юрий пришел из Орды вместе с послом Кавгадыем (Ковгадыем) вместе с «множество татаръ и бесерменъ» . Кавгадыю были даны от хана широкие полномочия. Юрий и Кавгадый дошли до Костромы, их встретил Михаил со всеми суздальскими князьями. Начались переговоры, в результате которых Михаил уступил Юрию великое княжение.

Юрий в своей великокняжеской деятельности играет роль орудия ордынской политики, т.е. верного слуги хана, блюстителя ордынских интересов. К Юрию часто приезжали ханские послы. В 1321 г. в Кашин приехал ханский посол и «много тягости оучинили Кашину» . Вопрос уплаты ордынского «выхода», который поднял посол, вызвали выступление великого князя Юрия. Был ли это остаток выхода, недоимка или полностью очередной выход, неизвестно. Летопись рассказывает только, что, приняв серебро, Юрий не пошел против ханского посла, а взяв с собой серебро, поехал в Новгород. Юрия призвали в Орду, а на великое княжение поставили Дмитрия Михайловича. Но все равно Юрий остается верным ханским слугой, потому что, во-первых, как сообщает Новгородская I летопись, Юрий был вызван новгородцами в Новгород, а во-вторых, потому что намеревался отвезти собранные деньги в Орду.

Между тем на роль ханского слуги хан Узбек не без успеха выдвигал уже брата Юрия - Ивана Данииловича. В Орде Иван Даниилович прожил с 1320г. по 1322 г., когда его послали в карательную экспедицию вместе с послом Ахмылом по некоторым городам Низовской земли (очевидно, в Ростовском княжестве). Через шесть лет ему от «царя» было дано новое распоряжение - сопровождать большую карательную экспедицию на Тверь, в связи с тем, что там во время восстания в 1327 г. был убит ханский родственник Шевкал.

В конце концов, великое княжение было отдано Александру Суздальскому, причем часть великокняжеской территории была передана Ивану Данииловичу Московскому.

Установившееся (до 1299 г.) в Орде двоевластие непосредственно отразилось на политических взаимоотношениях на Руси. В соответствии с двумя военно-политическими центрами в Золотой Орде, в Северо-восточной Руси образовались две взаимно враждебных политических группы. Одна из них признавала «царем» Ногая, другая оставалась верными вассалами ханов Поволжья .

В эпоху двоевластия в Орде, в конце XIII в., произошли, по-видимому, некоторые изменения в системе эксплуатации русского Северо-востока, отразившиеся на организации ордынского владычества в последующее время: в эпоху двоевластия великий князь Владимирский начал сам собирать ордынскую дань и отвозить ее в Орду

Неизвестно, находились ли баскаки Ногая в княжествах, враждебно относившихся к Волжской Орде (Тверском, Переяславском, Московском). В дальнейшем баскаков там не обнаруживается. В Ростовском княжестве, признававшем Волжскую Орду, баскак сидел еще (судя по летописному известию 1305 г.) в начале XIV в. Еще при жизни Ногая (на исходе XIII в.) волжский хан делал как будто попытку (не без помощи сарайской епископии) примирить первую группу с ростовской группой князей (съезд 1297 г.). С окончанием смут (около 1299 г.) и гибелью Ногая в Волжской Орде возник в новом виде вопрос об отношении к Твери, Москве и Переяславлю. На первых порах, ограничиваясь дипломатическими мероприятиями, волжский хан, по-видимому, направляет свою политику к тому, чтобы расколоть союз Твери и Москвы, независимо настроенной по отношению к Волжской Орде. Далее он ведет наступление на Тверь.

Анализ событий 1317-1318 гг. (поход Кавгадыя на Тверь и убийство Михаила Тверского) показывает, что не московскому князю принадлежит инициатива наступления на Тверь. Поведение Орды в отношении Твери определялось тем, что Тверское княжество было самым сильным на Северо-востоке. Отсюда понятна задача ордынской политики: изолировать Тверь и сделать московского князя своим послушным орудием. Но и в отношении к Москве существовали опасения, соблюдалась осторожность: по смерти Юрия, например, великое княжение Владимирское передается Александру (Тверскому), а после восстания в Твери и бегства Александра (1327 г.) особенное внимание Орда обращает на князя Суздальского.

Делись добром ;)