Политический портрет Александра II

реферат

Биография Александра II

Александр II, Царь-Освободитель

Александр II Николаевич «освободитель» (1818 г.-1881 г.) - Российский император с 1855 года, из династии Романовых. Старший сын Николая I.

Родился 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1818 года, в Москве. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III).

Известно, что рождение Александра привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Отец его, великий князь Николай Павлович, третий сын императора Павла I, занимал в то время более, чем скромное положение и даже не помышлял о престоле. Однако поскольку оба старшие брата не имели наследников мужского пола, то в лице его сына род Романовых как бы получил долгожданное продолжение.

Родители будущего императора были люди очень разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали, что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.

Александр получил очень хорошее образование. Наставником его был великий мыслитель В. А. Жуковский, воспитателем -- боевой офицер, требовательный и умный К. К. Мердер. Благодаря К.К. Мердеру мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. Набор предметов, предложенный Жуковским, включал в себя русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, закон Божий, языки: французский, немецкий, английский и польский. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации.

Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который оставался в целом доволен успехами сына и усердием учителей. Но император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына, и с этим приходилось считаться Покровский М. Н. Русская история с древнейших времён / При участии Н. Никольского и В. Сторожева. -- М.: Мир, 1911. -- Т. 5.. По "Плану учения", рассчитанному на 12 лет и составленному В.А. Жуковским, целью преподавателей являлось "образование для добродетели", ибо "Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным". В конечном итоге, Александр II получил разностороннее образование: владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Кроме того, наследнику прочитали специальные курсы М. М. Сперанский, министр финансов Е.Ф. Канкрин, советник Министерства иностранных дел Ф.И. Врунов и военный историк и теоретик А. Жоминисреди.

Личность наследника престола формировалась под влиянием отца - Николая I, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну1. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.

Государственная деятельность Александра II началась с 1834 года в должности сенатора, с 1835 года - член Святейшего Синода, с 1841года - член Государственного совета, с 1842 года - Комитета министров.

Несмотря на активную государственную службу Александр II много путешествовал: в 1837 году путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Западная Сибирь), в 1838-1839 годах - по Европе.

В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе. Из Неаполя через Швейцарию и Прирейнскую область он направился к своим родным в Штуттрарт и Карлсруэ. Желая поскорее вернуться на родину, он захотел ускорить свою поездку в Лондон, последний этап своего заграничного путешествия - и для этого решил сократить свой маршрут, вычеркнув из него мелкие столицы Германских союзных государств, как Дармштадт, Мекленбург, Брауншвейг и т. д. Престарелый герцог Гессенский Людовик II настоял, однако, чтобы Александр посетил его двор хотя бы на несколько часов. Молодой цесаревич вынужден был принять приглашение и нехотя прибыл в Дармштадт 12-го марта 1837 года.

Это посещение сыграло большую роль в жизни Александра II. У Людовика II было четверо детей - три сына и одна дочь, которая была младшей в семье - в это время ей едва исполнилось 15 лет. Александр Николаевич страстно в нее влюбился. В тот же вечер он сказал своим адъютантам - Орлову и Каверину: "Вот о ком я мечтал всю жизнь. Я женюсь только на ней". И он немедленно написал своим родителям, умоляя их разрешить ему просить руки принцессы. Его ждали в это время в Лондоне, и он вынужден был прервать свое пребывание в Дармштадте. Ответ родителей был мало ободрительным. Ему было приказано как можно скорее вернуться в Россию; что же касается его брака, то этот вопрос нужно обсудить и во всяком случае отложить. Тогда Александр решительно заявил Орлову и Каверину, что он скорее откажется от трона, чем от брака с принцессой Марией. Вернувшись в Петербург, он подтвердил своим родителям непреклонность своего решения. Император Николай уступил2.

По прибытии в Россию принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария (род. 27 июля 1824 г.), приняла миропомазание по уставу православной церкви 5 декабря 1840 г. с именем великой княжны Марии Александровны. На другой день последовало обручение, а 16 апреля 1841 г. совершено бракосочетание цесаревича Александра с принцессой Марией Гессеннской. Несмотря на тайну связанную с ее рождением (она была приемной дочерью Людовика II) молодая царевна была приветливо встречена своей новой семьей и будущими подданными. По общему мнению, она была признана красавицей и прекрасно воспитанной. Несмотря на свою молодость, она проявляла всю серьезность своего характера; всей душой отдалась она делам благотворительности и восхищала Святейший Синод своим благочестием. При дворе ее упрекали лишь в суровости, замкнутости и в любви к этикету. От первого брака император имел 8 детей:

* Александра (1842--1849);

* Николай (1843--1865);

* Александр III (1845--1894);

* Владимир (1847--1909);

* Алексей (1850--1908);

* Мария (1853--1920);

* Сергей (1857--1905);

* Павел (1860--1919). Большая Российская Энциклопедия: В 30 т 2. Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов, отв.ред. С. Л. Кравец. Т.5 Великий князь -- Восходящий узел орбиты. -- М.:БРЭ,2006. -- 783 с.:ил.:карт. -- С.550. ISBN 5-85270-334-6 (Т.5)

Второй, (морганатический брак) был заключен после смерти императрицы с давней (с 1866 года) любовницей, княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой (1847г.--1922г.), получившей титул светлейшей княгини Юрьевской.

Дети от морганатического брака (узаконены после венчания):

· светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872г. - 1913г.);

· светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873г. - 1925г.);

· Борис (1876г. -1876г.), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»;

· светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878г. - 1959г.).

Помимо детей от Екатерины Долгорукой, имел несколько других внебрачных детей.

Первые годы царствования

Еще будучи наследником, Александр II участвовал в делах управления. В последние годы царствования Императора Николая I и во время его путешествий Александр II неоднократно заменял своего августейшего родителя; в 1848г., во время своего пребывания при венском, берлинском и других дворах, он исполнял различные важные дипломатические поручения. Приняв в свое управление военно-учебные заведения, Александр II с особенной любовью заботился об их нуждах и постепенном усовершенствовании как научного преподавания, так и воспитания.

Вступление Александра II на престол 19 февраля 1855 г. произошло при очень тяжких обстоятельствах. Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, обнаружила многие внутренние язвы Российского государства, показала полную несостоятельность прежнего быта. Оказалось необходимым полное переустройство многих частей, но на пути всякого улучшения крепостное право стояло неумолимым препятствием. Потребность в реформах становилась осязательной, неотложной. Наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков". Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..." Немытина М.В. Суд в России: вторая половина XIX - начало XX вв / Дисс-я на соискание степени д.ю.н.. -- М.: Академия управления МВД, 1999. -- 403 с.Немытина.

С наступлением мира не замедлила начаться и новая эра внутреннего обновления. В 1856 году повелено озаботиться открытием женских гимназий и учрежден ученый комитет для составления и рассмотрения программ преподавания и учебных руководств. В день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д., освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участвовавшим в мятеже 14 декабря 1825 г. и в тайных обществах того времени, отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях и т. п.

Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II. Император Александр II, вступая на престол, был убежден, что освобождение крестьян должно совершиться именно в его царствование. Таково было и общее настроение интеллигенции, и даже в самой крестьянской среде носилось смутное предчувствие близкой воли. Указы об ополчении в 1954 и в начале 1955г. вызвали в целых девяти губерниях значительные беспорядки, так как крестьяне массами заявляли желание вступить в ополчение, считая службу в ополчении за переход к воле.

Делись добром ;)