logo
"Смутное время" в истории России и значение данного этапа

2. Воцарение и царствование Бориса Федоровича Годунова

7 января 1598 г. умер святой царь Федор, не оставив после себя детей. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей. Царица Ирина, отказалась от царство, ушла Новодевичий монастырь и приняла там монашеский постриг с именем Александры. «Среди претендентов на трон современники называли Федора и Александра Никитичей Романовых, двоюродных братьев умершего царя». Кроме того, «…и другие великородные бояре метили на трон». Борис Годунов происходил из незнатного рода «…татарского мурзы Чета (в крещении Захарии), поступившего на службу Ивана Калиты еще в XIV веке, …принадлежал к его младшей ветви, выдвинувшейся лишь во время опричнины…» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 185.. Поэтому он не имел даже «…прочных надежд на самостоятельную, тем более первенствующую роль после успения государя».

«Романовы считали свои позиции столь прочными, что выступили с открытыми нападками на правителя. Бояре прибегли к клевете, чтобы восстановить против Бориса столичное население. Кто-то пустил слух, что царь Федор был отравлен по его приказу. Опасаясь за свою жизнь, Годунов перестал ездить в Боярскую думу и укрылся сначала на своем подворье, а затем в стенах… Новодевичьего монастыря». Его положение было основано только на его выдающихся способностях и на благоволении к нему царя. Теперь он оказался без царской поддержки. «Многие ожидали немедленной отставки Бориса с поста правителя» Там же. . Он помнил о боярских смутах и знал об их интригах, поэтому решил отойти от правления до того, как Боярская дума определит его положение.

На особом совещании Боярской думы в Большом Кремлевском дворце по причине разногласий не смогли выбрать претендента на престол, и народу предложили принести присягу на имя думы» Скрынников Р. Указ. соч. С. 383.. Но попытка ввести боярское правление, т.е. отменить самодержавие, было сразу же отвергнута. «Никто не хотел слышать о том; все кричали: "Не знаем ни князей, ни бояр; знаем только царицу: ей мы дали присягу и другой не дадим никому; она и в черницах мать России"» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 187.. Тогда бояре заявили, что царица уже не занимается государственными делами. «Единогласным ответом было: "И так да царствует брат ее!" Никто не дерзнул ни противоречить, ни безмолвствовать, все восклицали: "Да здравствует отец наш, Борис Федорович! Он будет преемником матери нашей царицы!" Немедленно всем собором пошли в монастырь Новодевичий…».

Патриарх Иов обратился к Борису с просьбой принять царство. Но Борис «клялся, что никогда, рожденный верным подданным, не мечтал о сане державном и никогда не дерзнет взять скипетра, освященного рукою усопшего царя-ангела, его отца и благотворителя; говорил, что в России много князей и бояр, коим он, уступая в знатности, уступает и в личных достоинствах; но из признательности к любви народной обещается вместе с ними радеть о государстве еще ревностнее прежнего» Там же. . Святитель Иов «…обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его на веки веков державу Владимирова потомства…». Но Борис решительно отказался и при этом сказал, что он дал клятву никогда не быть царем.

«…Государством правила дума, советуясь с патриархом в делах, важных; но указы писала именем царицы Александры… в иных городах воеводы не слушались ни друг друга, ни предписаний думы» Там же. С. 187. .

17 февраля, через 6 недель после смерти царя Феодора, в Кремле открылся Великий Земский Собор, на который для «дела великого, небывалого со времен Рюрика» Там же. С. 188. приехали выборные люди из всех областных городов: духовенство, чиновники воинские и гражданские, купцы и мещане. Собор единогласно заявил: «Наш совет и желание то же: немедленно бить челом государю Борису Феодоровичу и мимо его не искать другого властителя для России" Там же. . 20 февраля «Иов, святители, вельможи объявили Годунову, что он избран в цари уже не Москвою, а всею Россиею. Но Годунов вторично ответствовал, что высота и сияние Феодорова трона ужасают его душу…» Там же. С. 189. . На следующий день во всех церквах Москвы служили молебен. «Иов, архиепископы и епископы условились в следующем: "Если государь Борис Феодорович смилуется над нами, то разрешим его клятву не быть царем России; если не смилуется, то отлучим его от Церкви; там же, в монастыре, сложим с себя святительство, кресты и панагии, оставим иконы чудотворные, запретим службу и пение во святых храмах; предадим народ отчаянию, а царство -- гибели, мятежам, кровопролитию, -- и виновник сего неисповедимого зла да ответствует пред Богом в день Суда страшного!"» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 189-190. .

Из Кремля в Новодевичий монастырь отправился крестный ход. «Патриарх и владыки несли иконы… Владимирскую и Донскую… за клиром шел синклит, двор, воинство, приказы, выборы городов; за ними устремились и все жители московские, граждане и чернь, жены и дети, к Новодевичьему монастырю, откуда, также с колокольным звоном, вынесли образ Смоленской Богоматери навстречу патриарху: за сим образом шел и Годунов…» Там же. С. 191. Патриарх снова обратился к Годунову и просил принять царство. Затем все встали перед Борисом на колени. И только после этого он в сокрушении духа воскликнул: «Буди же Святая воля Твоя, Господи! Настави меня на путь правый и не вниди в суд с рабом Твоим! Повинуюсь Тебе, исполняя желание народа» Там же. .

Этия события ясно свидетельствуют о невластолюбии и смирении Бориса Годунова. Только под угрозой «тяжкой ответственности на Страшном Суде Христовом» Там же. сонму архиереев удалось «принудить его к принятию венца» Там же. С. 180. .. В истории не известно подобного случая, чтобы фактический правитель страны с клятвой дважды отказывался от власти даже вопреки решению всенародного собора и склонился к этому только по усердным просьбам и под страхом отлучения от Церкви. Несмотря на это широко распространено мнение о его властолюбии, а потому и о беззаконном воцарении. Некоторые историки даже пишут, что Борис будто бы все это подстроил.

Цель этой клеветы - подорвать доверие народа к самодержавной власти, приучить его очернять законную, Богом поставленную власть и перетолковывать все ее действия, направленные на общее благо. Как Адам и Ева, поверив диаволу, попали под его власть, так и русский народ, поверив клевете на помазанников Божиих, попал под власть врагов Божиих, а в 1917 г. по этой же причине лишился Богом освященной власти

В 1600 г. был раскрыт заговор Романовых против Бориса, но он не стал никого казнить, а только сослал заговорщиков. После суда Филарет Романов был сослан в монастырь, а затем скоро по его приказу был посвящен в иеромонахи и архимандриты. Царь законными средствами защищал самодержавие от посягательств, проявляя при этом небывалое милосердие. Но и при этом историки, прямо противореча фактам, утверждают, что он «…всячески стремясь сохранить власть, делал все, чтобы yбpaть потенциальных претендентов» История России… С. 89. . Борис боролся не за личную власть, а за самодержавие, охранять которое он был поставлен Богом и народом. Но враги самодержавия, не понимающие, что такое бескорыстное служение Богу и общему благу, противореча себе, перетолковывают все его действия, чтобы настроить людей против самодержавия как Богом установленной власти.

В народе продолжала нарастать ненависть к Борису. «Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя…» История России… С. 88-89. . За такое отступление от правды Господь послал первое вразумление.

Весной 1601 г. десять недель непрерывно шли дожди. Сельские жители не могли ничем заниматься: ни косить, ни жать. А 15 августа жестокий мороз уничтожил хлебные всходы и все плоды. Начался голод, который, с одной стороны, призывал народ к покаянию в том, что он из-за привязанности к благополучию восставал против законной власти. С другой - он давал еще одну возможность правильно оценить отношение правительства к народу. «Впервые в русской истории на помощь голодающим пришло государство. Борясь с народным бедствием, Борис Годунов распорядился выдавать нуждающимся хлеб и небольшие денежные пособия. По приказу царя были организованы общественные работы, призванные обеспечить населению стабильный заработок» Кириллов В. Указ. соч. С. 131. Как пишет Н. Карамзин, за это «чужеземные историки упрекают Бориса гордостию неуклонною и в общем бедствии, суетою, тщеславием…» Это дает ответ на вопрос, откуда исходят все обвинения в адрес смиренного и человеколюбивого Бориса - из Запада, от врагов Православия и России.

Но несмотря на беспримерную помощь правительства, люди еще больше озлоблялись на Годунова. «…Все бедствия связывались с его именем» Некрасова М. Указ. соч. С. 88. . Тогда Господь послал еще большее вразумление. «В следующем 1602 г….вновь…наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Ели собак, кошек, кору деревьев» История России… С. 88. . «По свидетельствам современников, только в одной Москве власти погребли в общих могилах не менее 120 тыс. умерших» Кириллов В. Указ. соч. С. 131. . «Предполагают, что голод уничтожил около одной трети населения страны» Там же. . В 1603 г. бедствие прекратилось, но оно не вразумило народ.