logo
Походы Александра Македонского. Проблема эллинизма

6. Эпоха эллинизма

С Восточного похода Александра Македонская начинается новая эпоха во всемирной истории - эллинизм. «Эллинизм - это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением» Постернак А., свящ. Указ. соч. С. 112.. Этот термин был введен «... в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзером для характеристики периода в истории стран Восточного Средиземноморья от походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта» Советская историческая энциклопедия. В 16 т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Сов. Энциклопедия. Т.16. Чжан Вэнь-тянь - Яштух. - 1976. Столб. 458. . Дройзен этим термином «…обозначал распространение политического господства эллинов (греков и македонян) на восточные страны и формирование эллинистической, т.е. не чисто эллинской, а смешанной с восточными элементами культуры» Там же..

Единого мнения о содержании этого понятия у историков нет. Некоторые историки понимают под эллинизмом премущественно культурное явление и включают в рамки эллинистического мира все эпохи и области, где прослеживается взаимодействие местной и древнегреческой культур. Другие под эллинизмом понимают эллинистическую цивилизацию. «Такому расширению понятия «эллинизм» способствовала концепция М. И. Ростовцева, рассматривавшего эллинистический мир как единую политическую и социально-экономическую систему, для которой, по мнению Ростовцева, характерны прочные экономические и политические связи между входящими в нее государствами: основой этих государств служили полисы и «класс буржуазии»… обеспечивавшие политическую и экономическую устойчивость и распространение эллинистической культуры» Советская историческая энциклопедия. В 16 т. Т.16. Столб. 458. .

Греки жили в городах с местным самоуправлением. На Востоке они столкнулись с рабовладельческими обществами. Александр воспринял идею абсолютной власти, освященной религией, но в то же время стал строить на Востоке города с греческой структурой. Поэтому в период эллинизма исчезло резкое различие между восточной деспотией и античным полисом. «Эллинистическая монархия сохраняет многие черты деспотических империй: верховную собственность на землю, организацию податной системы и др. Но вместе с тем она вбирает, включает в себя и полис, который утрачивает при этом свой прежний характер политически независимого города-государства» Всемирная история. В 10 т. Т.2. С. 232. . Полисы теперь зависели от центральной власти и были проводником ее политики. Важной особенностью эллинизма была абсолютная власть с сочетанием в сочетании с понятием о правах свободных граждан.

Поскольку абсолютная власть предполагает стремление к расширению своей власти, то новообразовавшиеся страны, особенно Египет и Сирия, все время вели друг с другом войны за влияние в Восточном Средиземноморье. «Непрерывные войны эллинистических царей и династов, греческих полисов и союзов сопровождались, особенно с конца III в. до н. э., массовым обращением людей в рабство. Причём в ряде случаев захват рабов был не только последствием войн, но и непосредственной целью военных экспедиций и походов» Там же. С. 233. . Труд рабов использовался на самых тяжелых работах - в горной и лесной промышленности, в сельском хозяйстве и ремесле, что послужило росту экономики и развитию городов. Но основной массой населения восточных эллинистических стран оставались общинники. «Они были прикреплены к общине и были обязаны обрабатывать земли царя, знати, храмов, городов и военных колонистов; на них ложилось главное бремя денежных и натуральных налогов и всевозможных повинностей» Всемирная история. В 10 т. Т.2. С. 234..

В эпоху эллинизма стала бурно развиваться торговля между разными частями Древнего мира, «…причём огромное значение приобрела морская и сухопутная торговля средиземноморских стран с далёкой Индией и другими странами Юго-Восточной Азии» Там же. . Экономическое оживление сопровождалось ростом разделения труда, развитием производства на рынок. Греческий язык койне, ставший языком Нового Завета, стал международным наряду с другим (восточным) международным языком - арамейским.

Также просходил рост научных знаний и искусства. «Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов» Постернак А., свящ. Указ. соч. С. 119.. Распространялась образованность, появились библиотеки. Самая крупная была в Александрии, для которой в III в. до Р.Х. был сделан греческий перевод Священного Писания Ветхого Завета - Септуагинта.

На Востоке греки даже из враждебных городов осознавали свое единство перед лицом другой культуры. Стало появляться осознание своего духовного единства, которое было подготовкой к распространению христианства. Новое мировосприятие получило философское обоснование и выразилось в космополитизме - в учении о мировом гражданстве, которое ставит интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства, и рассматривает человека, как свободного индивида в рамках Земли.

«Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. В центре религии, литературы и искусства оказались переживания, чувства, мысли отдельного человека. Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философский и религиозных системах» Там же. С. 112. . «В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства» Там же.. «Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали» Там же. С. 115. .