logo
Болгарские земли в Новое время

1. Болгарский народ под властью Османской империи (ХV-ХVII вв.)

  • Болгария в XV--XVI вв. В общем процессе исторического развития болгарского народа гибель Болгарии как самостоятельного государства явилась неизбежной. Завоевание ее османами было подготовлено всем предшествовавшим ходом событий. К этому времени Болгария не представляла собой сильного экономического и политически устойчивого государства. Столкнувшись в середине ХIV в. с более мощным по своей сплоченности, по своим завоевательным устремлениям и организованности своей военной силы противником, она потерпела поражение.
  • Завоевание турками Балканского полуострова внесло в жизнь болгарского народа целый ряд существенных перемен, коренным образом изменивших лицо болгарской земли и положивших начало новой социально-экономической ситуации в его истории. Прежде всего, он лишился естественного пути своего национального, культурного и политического развития.
  • Погибли сотни тысяч людей, пришли в запустение плодородные земли, до основания оказались разрушены богатейшие болгарские города. Большая часть болгарской знати была или физически уничтожена, или обращена в ислам. Вместе с тем с потерей своей политической самостоятельности болгарский народ вступил в новую эру существования, которая была далеко не бесполезной в его внутреннем развитии. Наступила эпоха полного внешнего спокойствия. Вместо беспрерывных войн, не позволявших крестьянину рассчитывать на завтрашний день и надеяться даже на сбор урожая, вместо хищнических набегов своих и вражеских войск, опустошавших и грабивших, появлялась уверенность в защите султанской армии, которой все боялись.
  • Турецкое завоевание, при всех его ужасных последствиях, стало фактором территориального объединения болгарского народа под единой, хотя и чуженациональной властью.
  • Общество, построенное на аристократических началах, подверглось быстрому и сильнейшему процессу демократизации. Немногочисленные болгарские источники этого времени говорят о скорой адаптации болгар к изменившимся условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей.
  • Турки изначально ставили своей целью создание в Европейской Турции такого порядка, который обеспечивал бы господство мусульманского меньшинства, открытого для местной знати, -- элиты болгарского общества. В то же время крестьяне фактически не подверглись отуречиванию. Христианство было религией побежденных. Османы чувствовали к ней презрение и не мешали ее исповедовать покоренным рабам. Это пренебрежение спасло христиан от отуречивания. Завоевывая страну, османы не помышляли о том, чтобы превратить ее население в турок, старались не сближаться с болгарами, селились в городах, избегая деревень, не допускали в военное время христиан в свои войска и т. д. При этом, особенно в ХV в., они нередко переселяли болгарское население в обезлюдевшую Анатолию, а в болгарские земли прибывали мусульмане.
  • Завоеванные болгарские земли входили в Румелийское бейлербейство. Румелия -- под этим именем турки понимали все земли бывшей Византийской империи. В административном отношении Румелия делилась на 36 округов-санджаков разной величины, во главе которых стоял санджак-бей -- губернатор. Несколько округов составляли область -- пашалык. Его возглавлял паша -- генерал-губернатор, которому принадлежала военная, административная и хозяйственная власть. Все христиане, кроме нескольких привилегированных групп, были в сущности, одинаково бесправны.
  • В этот период Турция представляла собой военно-феодальную державу в основе которой, лежала военно-ленная система. Все земли, завоеванные турками имели статус государственных и подчинялись казне. Основную юридическую единицу, облеченную всеми политическими правами, представлял собой владелец лена -- спахия или сипах. Согласно османским законам, лен для феодала был одновременно наградой и обязательством за несение военной службы. Земли делились на мелкие, средние и крупные лены. Этими ленами в зависимости от административной или военной службы наделялись турецкие феодалы. Существовали владения религиозных и общественных организаций на правах частной собственности, они назывались вакуфы. В очень незначительном количестве имелись частные владения -- мюльки, которые давались султаном в полную собственность заслуженным военачальникам.
  • Большая часть завоеванных земель делилась на участки-тимары, которые раздавались турецким воинам и чиновникам. Тимарная система -- основа османского землевладения полностью сложилась к концу ХV в. Тимары подразделялись не по площади обрабатываемой земли, а по приблизительному годовому доходу от владения. Обладание тимаром не означало постоянное в нем проживание, и поэтому личный контакт крестьянина с держателем тимара часто носил условный характер. Особенностью этой системы являлось то, что государство, центральная власть активно вмешивались во внутренние дела турецких феодалов на их землях. В то же время крестьянин по османскому праву являлся наследственным держателем земельного участка. Он обязан был платить подушную подать (джизье), традиционные налоги.
  • Выполняло население и некоторые трудовые повинности: извоз, устройство и охрана дорог, строительство мостов и горных переходов. Различные категории населения обладали определенными привилегиями: например, войнуки и доганджии освобождались от обычных повинностей и налогов. Так, доганджий (начальник сокольничих), в обязанности которого входила дрессировка соколов, ястребов, орлов для военных целей, за свою службу пользовался правами свободных граждан. В целом же население Болгарии было обременено тяжелыми налогами, из которых самым унизительным и приносящим страшные бедствия была подать мальчиками, десятина с мужского поколения, набиравшаяся через каждые пять лет. Самых здоровых детей отвозили в серали и там в строгой дисциплине воспитывали из них янычар -- главную военную опору султана в первые века турецкого могущества.
  • В болгарских городах ремесло и торговля строго регламентировались османским законодательством. Существовали ремесленные корпорации -- эснафы, организованные по конфессиональному признаку. Члены эснафа составляли самоуправляющуюся общину с цеховой иерархией: мастер, подмастерье и работник. Они имели общее имущество, и власти строго регламентировали объем производства, качество товара и цены на него. Цеховые корпорации существовали отдельно для мусульман и для христиан, их права и налоги фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). Города обычно делись на кварталы (махалы) также по конфессиональному признаку.
  • В ХV в. болгарские города переживали некоторый подъем в экономическом развитии. Постепенно восстанавливалась дунайская и черноморская торговля. Особенно быстрыми темпами развивалось горнорудное дело на юго-западе Болгарии.
  • Плодородные болгарские земли были надежным источником сельскохозяйственной продукции для огромной турецкой армии. Фактически болгарская экономика подпитывала материальные ресурсы османской экспансии в Центральную и Восточную Европу.
  • Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков. Главными фигурами османской администрации на местах были судьи-кади, резиденции которых располагались в городах. Кади рассматривали дела как христиан, так и мусульман, контролировали местных чиновников, издавали распоряжения и надзирали за их исполнением. В конце ХVII в. провинциальный аппарат был укреплен институтом аянов -- представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и самостоятельно утверждали свою власть над окрестным болгарским населением.
  • Положение православной церкви также претерпело важные изменения. Болгарская патриархия с центром в городе Тырново была ликвидирована еще в конце ХIV в. Когда в 1453 г. султан Магомет II занял столицу Византии, которая вместе с тем была и центром восточно-римского церковного управления, греческому патриарху удалось получить от султана специальный фирман, которым не только подтверждались права патриарха по управлению собственно греческой национальной церковью, но и значительно расширялись его полномочия благодаря подчинению его церковному управлению всех народов восточно-христианского вероисповедания без различия национальности, т. е. греков, болгар, валахов, молдаван и албанцев (кроме сербов). Таким образом, греческий патриарх стал духовным главой всех угнетенных народов полуострова, сосредоточив в своих руках огромную власть по управлению церковными делами.
  • При Константинопольской патриархии было создано управление, куда входили остатки уцелевшей греческой аристократии. По имени одного из константинопольских кварталов -- фанар, где помещалось управление, вся эта патриаршая армия получила у балканских славян нарицательное имя -- фанариоты. Они имели право состоять на государственной службе и занимать высокие должности при дворе султана. Постепенно фанариоты, по профессии банкиры, торговцы, врачи, юристы, дипломаты, переводчики и другие, укрепили свои позиции в Константинополе, приобрели большой авторитет и стали полновластными хозяевами в центре и на местах. Греки-фанариоты являлись активными врагами болгарской церкви, они стремились эллинизировать местное население, искоренить славянскую литургию и уничтожить книги на болгарском языке. В городах Болгарии этого времени в широком обиходе были два языка -- турецкий и греческий. Болгарский язык был слышен только в местечках, деревнях и на ярмарках. Фанариоты говорили: «Турок -- это господин, ага, грек -- это образованный человек, гражданин, болгарин -- это пастух, невежа, варвар».
  • В ведении константинопольской патриархии входили не только вопросы догмы и общего руководства церковной жизнью. Патриарху давалась полная свобода в делах церковно-административного и судебного порядка, связанных с религиозным культом: бракоразводные дела, народное образование, назначения священников, церковное и монастырское строительство. В управление церковными делами кому-либо запрещалось вмешиваться. Специальными султанскими указами личности патриарха, епископа, священников признавались неприкосновенными, все духовные лица освобождались от податей. Портою ни в чем не нарушалась самостоятельность церковного управления. Признавалась свобода праздников и церковных обрядов. Эти широкие полномочия, полученные греческим патриархом от султанской власти, сделали его фактически не только главой духовной жизни болгар, но и единственным представителем их национальных интересов перед центральной султанской властью. Константинопольский патриарх был источником всех официальных сведений и справок, например касавшихся статистических данных о численности христианского населения полуострова, необходимых для определения и разверстки налогов. Духовенство являлось посредником между султаном и христианским населением.
  • Решение вопросов социальной и духовной жизни в определенной степени было предоставлено религиозным общинам. Вся жизнь в Османской империи регулировалась законами шариата. Болгары, как и все православное население, входили в так называемую «ромейскую общину», просуществовавшую до ХVII в.
  • Характерной чертой османского господства в болгарских землях была жестокая дискриминация, социальная и религиозная. Христианам было запрещено носить оружие, ездить верхом, носить одежду синего и зеленого цвета, строить дома выше, чем у турок, они не могли состоять на государственной службе. При разборе судебных тяжб показания «неверных» могли быть опровергнуты мусульманином. Существенные преимущества мусульман перед христианами способствовали переходу части болгарского населения в ислам.
  • Болгарские земли в ХVII в. и кризис османского господства. К концу ХVI в. феодальная Турция достигла наивысшего расцвета своей политической мощи. В состав ее владений к этому времени входили: весь Балканский полуостров, Молдавия, Валахия, Трансильвания, вся южная часть Венгрии до Пешта и др. Турецкий флот был самым сильным в Средиземном море. Турецкая дипломатия, поддерживаемая «непобедимой» армией, диктовала свою политику европейским державам.
  • Однако уже в конце ХVI -- начале ХVII в. потенциал казавшегося всесильным османского государства начал иссякать. Поворотным пунктом в исторических судьбах Турции оказалась ее война с Австрией, начатая Муратом III в 1593 г., продолженная его сыном и преемником Магометом III и закончившаяся при Ахмеде в 1606 г. Систовским миром. В результате Австрия не только сама не уплачивала никакой откупной дани, но и освобождалась от взноса ежегодной дани за Венгрию. Систовский мир в военно-дипломатической истории Турции явился началом последовавших затем ее военных и дипломатических поражений в Европе. В 1683 г. двухмесячная осада Вены окончилась для турок катастрофическим поражением, которое нанес им польский король Ян Собесский, командовавший австро-польскими войсками. Это обстоятельство отчетливо показало военно-техническую и организационную отсталость турецкой феодальной армии. Новые войны с Австрией (1687--1699) закончились Карловицким миром, по которому Турция потеряла Венгрию, Трансильванию, Морею, Подолию. Эти события явились решающим ударом по могуществу и политическому престижу Турции в Европе.
  • Непрерывными войнами наполнена внешнеполитическая история Турции в ХVIII в. В их числе русско-турецкая война 1768 г., закончившаяся Кучук-Кайнарджийским миром в 1774 г. Вторая неудачная война с Россией и Австрией 1787--1791 гг. завершилась Ясским миром, в результате которого Турция потеряла Крым. Неудачи во внешней политике Турции самым тяжелым образом отразились на положении подвластного болгарского народа.
  • Военно-ленная система стала приходить в противоречие с турецкой государственной машиной. На месте землевладельца-феодала, обязанного военной службой, появился новый хозяин -- помещик, который постепенно различными путями закреплял за собою в собственность былые ленные владения и освобождался от связанных с ними обязательств. Налоги стали быстро возрастать, а производительность крестьянских хозяйств значительно уменьшаться.
  • Численный состав турецкой армии непрерывно сокращался, войны перестали быть прибыльным делом. Сипахи нередко откровенно отказывались нести военную службу.
  • Еще более угрожающую роль во внутренней политической и хозяйственной жизни страны стал играть янычарский корпус, превратившийся, в конечном счете, в оплот реакции и надежное орудие в руках султана для расправы с неугодными султанами и их сановниками. Своим фанатизмом они наводили ужас на всех, кому с оружием в руках приходилось защищать свою родину и жизнь от врага.
  • Крестьянское хозяйство, городская ремесленная промышленность, торговля -- все испытывало на себе в одинаковой мере удары царившей в стране анархии, которая вызывала всеобщее враждебно-оппозиционное настроение среди болгарского народа. Тяжелая действительность толкала их к борьбе против османов.
  • В период австро-турецкой войны 1593--1606 гг. болгары пытались сбросить турецкое иго. Победы австрийской армии, а также выступление Трансильвании и Валахии против турок создавали благоприятные условия для борьбы за восстановление независимости Болгарии.
  • Сопротивление началось с политического заговора, в котором главную роль играло духовенство, возглавляемое митрополитом Дионисием Рали и болгарином Тодором Балиной. Последний был крупнейшим представителем местной торговой знати, первым «благородником» из Никопольского санджака. Он разъезжал по стране, всюду получая поддержку, а Дионисий побывал в Москве, где также встретил сочувствие и понимание.
  • Восстание началось в северных городах Болгарии в 1598 г. в связи с походом против турок валашского господаря Михаила Храброго, который захватил город Никополь и продвигался к городу Софии. Центром выступления стал город Тырново. Восставшие провозгласили царем Шишмана III, который считался потомком болгарских царей. Однако после поражения и отступления валашских войск турки жестоко подавили восстание болгар. Австрия не оказала обещанной помощи. Спасаясь от расправы, болгары переселялись в Валахию.
  • После поражения турок под Веной в 1683 г. и образования «Священной лиги» (Австрия, Польша и Венеция, к которым позже присоединилась Россия) борьба болгарского народа еще больше активизировалась. В 1686 г. в Тырново произошло новое восстание. Оно готовилось под руководством Ростислава, выдававшего себя за потомка последнего видинского царя. Он отправился в Москву, и там установил связь с патриархом Иоакимом. Патриарх послал вместе с Ростиславом своего племянника С. Дубровского, чтобы выяснить в Константинополе возможности объединения балканской православной церкви с московской. В это время заговор был раскрыт.
  • Несмотря на ожесточенное сопротивление, турецкие войска захватили Тырново и подвергли его страшному опустошению. Восстание было потоплено в крови. Ростислав и Дубровский сначала укрылись в горах, затем перебрались в Россию.
  • В 1688 г. ареной болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром горнорудный район Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, основная масса которых была католиками, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым, выступили в поддержку австрийских войск, вторгшихся в османские владения. Однако силы оказались неравные, и восстание было подавлено. Значительная часть местного болгарского населения эмигрировала на территорию монархии Габсбургов.
  • Весьма распространенной формой сопротивления османам были выступления гайдуков. Вся история противоборства угнетенных народов Балканского полуострова на протяжении ХVII--ХIХ вв. наполнена самоотверженной борьбой гайдуков против поработителей. Неорганизованное, разобщенное, и не объединенное едиными действиями, болгарское гайдучество вплоть до середины ХIХ в. преследовало в основном цели мести туркам и не ставило перед собой каких-либо национально-политических задач. Вооруженная борьба болгар, так же как и их пассивное сопротивление османскому гнету, сыграли свою роль в сохранении болгарской народности и способствовали постепенному превращению ее в единую нацию Нового времени.