logo
Природоохранные законы Петра I

2. Лесоохранные указы Петра I

Около 60 указов, связанных с охраной природы, было принято при Петре I, с 1725 по 1761 гг. - приблизительно 40, за период 1762-1801 гг. - до 100. Точные цифры законов указать затруднительно, так как вопросы, относящиеся к охране природы, затрагивались попутно также и в законах, главная цель которых была далека от охраны природы. Например, в полицейских инструкциях, положениях о торговле лесными материалами, "положениях" о судоходстве по ряду рек и т.д.) В целом ряде законов затрагивались проблемы и сельского хозяйства, и транспорта, и изменения природы и т.д. [4]

Если же оценивать законы об охране природы с точки зрения их практической направленности, то можно разделить их на следующие типы. Законы, запрещавшие или ограничивавшие конкретные виды природопользования, составляли 20-25% общего числа; законы, имевшие цель рекультивации или обогащения природной среды - 5-6%; законы, сужавшие или полностью отменявшие действие законов первого вида - до 15%. Основная же масса законов была посвящена организации исполнения мер по охране природы.

В 1703 г. Петр I объявил заповедными все деревья, необходимые для кораблестроения. При этом он ввел "верховную власть на корабельные породы" независимо от того, в чьей собственности находились леса. А с 1720 г. в корабельных лесах была запрещена пастьба скота. [1]

Первым лесным указом общегосударственного значения Петр I положил предел свободной вырубке лесов в России. Указ от 1 февраля 1703 г. предписывал "во всех городах и уездах, в дворцовых, и в патриарших, и в монастырских, и всяких чинов помещичьих и вотчинниковых землях осмотреть и описать леса заповедных пород, к которым отнесены: дуб, клен, сосна, вяз, карагач, лиственница. При том сосну только такую, которая в отрубе в 12 вершков и больше, которые годная на корабельные и иных морских судов"." А описав, где таких лесов и насколько мерою есть, от больших рек в стороны на 50 верст, а от средних и от малых рек, которые в те большие реки впали, а плавному ходу по них можно, по 20 и по 30 верст, а буде где явятся заповедные леса от рек за указанными верстами, и те леса описать везде, чтобы вышеописанных заповедных лесов не в описи нигде не было".

Указ от 19 ноября 1703 г. снова предусматривал повторно описать во всех городах и уездах леса по берегам рек, установить заповедными дубовые массивы Ильину гору и Большесурскую рощу в Симбирской и Леонтьев байрак в Харьковской губерниях. Деревья заповедных пород могли быть срублены только для потребностей флота. За самовольную их вырубку, полагалась смертная казнь.

Оба указа почти идентичны. Из заповедных пород в более позднем указе от 19 ноября 1703 г. отсутствует клен и добавлены ильм и ясень.

Естественно, появление такого закона в стране, где изобиловал лес и население всегда пользовалось близлежащими к ним лесами без ограничений, не могло не вызвать ропота и нарушения его. Поэтому 19 января 1705 г. был издан новый указ, немного смягчающий положения указа 1703 г. В нем даны разъяснения, на какие потребности и какие деревья можно рубить, а какие нельзя. Наказание смертной казнью предусматривалось за порубку заповедного дуба, за другие заповедные породы - денежный штраф или ссылка на каторгу.

По указам 1703 г. липа не считалась заповедной породой. Однако надзиратели лесов не позволяли рубить деревья липы, драть лыко с них и пойманных на этом крестьян приводили к воеводам. В связи с этим в 1721 г. Петр I указал отдельным указом "во всем государстве липовые леса рубить всяких чинов людям безнаказанно". Эти три указа послужили основой всего последующего лесного законодательства Петра I.

Так же указами Петр Первый ограничил рубку лесов по берегам рек. Особый режим пользования лесами вдоль рек предусмотрен и современным лесным законодательством, однако на основе другой оценки их роли - как водоохранных и почвозащитных лесов.

Каких-либо других, более конкретных указаний на требования к корабельным лесам в законодательстве Петра I не было. Описывали леса, а следовательно, определяли соответствие их определенным требованиям на кораблестроение, мастера кораблестроения или флотские офицеры.

К концу своего правления Петр I, чтобы облегчить поиск корабельных лесов и исключить рубку не пригодных для кораблестроения, подготовил "Правила рубки лесов на кораблестроение", "Правила о доставке, приеме и хранении корабельного леса в адмиралтействе" а также "Правила об управлении и сохранении корабельных лесов". Все они имели четкий природоохранительный и лесоохранительный характер и были проникнуты заботой о будущем лесов. Так, указом от 6 июня 1722 г. Кудрявцеву предписывалось для кораблестроения:

1) рубить деревья, растущие на глинистой почве, а не на болотах и очень сухих местах;

2) рубить деревья свежие, у которых летом лист зелен, потому что желтизна листа - признак болезненности дерева;

3) дубовые нагели делать из молодых дерев, чтобы можно было колоть каждое на четыре части и чтобы сердцевина на них не оставалась;

4) вялить и валить нагели в соленой воде и снова вялить, а присылать в Санкт-Петербург такие, которые уже пролежали два года и более;

5) лес на суда всегда рубить с ноября и чтоб меньше года после рубки не делали, а особливо доски, хотя б двухгодовалые, а что более, то лучше, дабы высохли, а когда высохнут и выконопачены будут, "то не токмо не рассохнутся, но еще от воды разбухнут и конопать сдавят, а скобками отнюдь не делать".

Петр I смотрел на леса, как на постоянное хранилище, магазин строительного материала для сооружения флота. При этом руководствовался не только сиюминутными потребностями, а постоянно заботился о его рациональном использовании и воспроизводстве, соблюдая принцип постоянства пользования лесов. Такой взгляд на леса проводился в лесном законодательстве более или менее до 1780 г. Позже в России утвердился финансовый подход к лесам как к средству умножения государственных доходов.

В реформаторском законодательстве Петра I был целый комплекс законов, касающихся многих других природных ресурсов. Нередко появление их предусматривало увеличение или открытие новых статей дохода для государства за пользованием или иным природным ресурсом или торговлей им.

Получение дохода для России за древесину в то время было новшеством. До Петра I доход России от внешней торговли не превышал 5 млн. руб. При Петре он увеличился до 10 млн. руб.

Особое внимание уделялось сохранению высаженных растений при озеленении улиц городов, естественно растущих рощ и деревьев при строительстве Петербурга. К нарушителям указов применяли самые строгие меры.

Петр I действительно был первым во многих начинаниях. Так, его лесные указы впервые были общегосударственными, в интересах государственного величия и преобразования России, включая ее амбиции и стремления к выходу в Европу через Черное море и Балтику.

Многие указы и распоряжения о необходимости рационального использования леса, как и другие, нашли свое воплощение в обобщенном виде в пяти пунктах обер-вальдмейстерской инструкции 1723 г.