logo
Расцвет и упадок Римской Республики

8. Падение республиканского строя

Уже установление власти триумвирата было очевидной предтечей окончательного утверждения несостоятельности республики. Дальнейшие события, запутанная и ожесточенная политическая борьба римских политических группировок, движений Клодия и Милона, триумвирата в целом, в каждого из его участников в отдельности, борьба оторванная от реальных государственных нужд и вопросов национального значения ясно выявила наличие потребности в сильной и централизованной власти.

Внутренняя политическая жизнь Рима второй половины 50-х годов до н.э. характеризовалась ожесточенной борьбой с участием оптиматов, принявшего невиданные масштабы движения Клодия, противостоянием сената, осознавшего необходимость сильной власти и Помпея, подходившего на роль лидера оптимально, с Цезарем, издавна связанным с популярами. Даже Цицерон, лидер сторонников сенатской Республики высказывает мысль о необходимости появления государственного деятеля, наделенного неограниченными полномочиями, который бы в трудную мог управлять государством эффективно и справедливо. И в дальнейшем главным вопросом в спорах политических оппонентов является вопрос, кто же им будет.

После гибели Красса в походе против парфинян, и вспыхнувшего в Галлии пожара восстаний, на котором был занят Цезарь, Помпей оказывается в Риме единоличным правителем, получив должность консула без коллегии, а фактически диктатора в 52 г. до н.э. Воспользовавшись конфликтом Клодия и Милона, приведшим к гибели первого, Помпей распускает их отряды. При Помпее увеличиваются объемы хлебных раздач, падают цены на зерно. В целом за свою деятельность Помпея приводит к росту его популярности. При нем в Риме устанавливается относительное спокойствие. Попытки Цезаря путем многочисленных подкупов и заговоров изменить положение дел, на этом этапе успехом не увенчиваются. Помпей, имея за собой сенат, мощную армию в Испании и благодушно настроенный городской плебс, чувствует себя достаточно уверенно. Устранение Цезаря с политической арены привело бы к установлению единоличной власти Помпея. Это понимали и сенат и Цезарь.

И если сенат предполагал вслед за устранением одного претендента расправиться и со вторым, то для Цезаря вопрос стоял твердо: или уходить совсем, или же начать вооруженную борьбу с Помпеем и сенатом. Семенникова Л.И. Античный мир // Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 2004.

Гражданская война. За Цезарем стояла довольно многочисленная, хотя и разнородная политическая группировка, которая отражала интересы различных слоев римского гражданства -- муниципальных собственников, части всадничества и даже некоторых кругов сенатской аристократии, заинтересованных в реформировании устаревшего государственного устройства. Располагал он и поддержкой большинства провинциальной аристократии, принявшей римское господство, но заинтересованной в получении римского гражданства и полноправном участии в управлении хотя бы на уровне провинций. И, конечно, мощной силой поддержки Цезаря была его многочисленная (до 12 легионов) и закаленная в боях армия, заинтересованная напрямую в победе Цезаря и получении обещанных щедрых наград, земельных участков и почетных назначений.

После некоторых колебаний и тщательного анализа сложившейся военно-политической обстановки Цезарь принял решение начать военные действия против сената и Помпея. На первый взгляд, военно-политическое положение Цезаря было непрочным. Ему противостояла мощная коалиция талантливого полководца Помпея с его армией и правящего сената, т. е. существующего правительства, располагавшего не только всем авторитетом законного органа управления, но и огромной государственной казной. Однако с военной точки зрения, силы Цезаря были более значительными, чем у Помпея и сената. В масштабнейшей и кровопролитной гражданской войне, которая проходила с переменным успехом и чуть не привела к тотальному уничтожению войска Цезаря и его самого, поражение все же потерпел Помпей.

Причиной тому был незаурядный талант Цезаря как военачальника, тактика и стратега, эффективно использовавший фактор внезапности, ложные маневры и методы дезинформации. Бежавший в Египет Помпей был убит местным царем. Победа Цезаря была полной. Девятимесячное пребывание в Египте, сражения с остатками помпеянцев, внутренние проблемы, требования плебса о смягчении долговой системы и прочее уже не могли изменить главного.

Неограниченные полномочия вечного диктатора были дополнены и соответствующими внешними атрибутами. Цезарь получил право постоянно носить пурпурного цвета плащ триумфатора и лавровый венок на голове, сидеть на специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями, носить особые сапоги красного цвета, в которых, по преданию, ходили древние альбанские цари. Были сделаны шаги в сторону обожествления нового главы государства. Не говоря о том, что он был верховным жрецом и как народный трибун был sacrosantus, т. е. находился под особым покровительством богов, Цезарь усиленно развивал идею о том, что богиня Венера является родоначальницей рода Юлиев, а сам он ее прямой потомок. Как культурный и просвещенный человек, Цезарь прекрасно понимал условность всех этих пышных титулов. Но, охотно их принимая и подчеркивая, он тем самым хотел внедрить идею монархии в римское республиканское общество, приучить его к новой политической реальности и имперской идеологии. Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 2002

Реформы Цезаря. Неограниченные полномочия вечного диктатора были дополнены и соответствующими внешними атрибутами. Цезарь получил право постоянно носить пурпурного цвета плащ триумфатора и лавровый венок на голове, сидеть на специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями, носить особые сапоги красного цвета, в которых, по преданию, ходили древние альбанские цари. Были сделаны шаги в сторону обожествления нового главы государства. Не говоря о том, что он был верховным жрецом и как народный трибун был sacrosantus, т. е. находился под особым покровительством богов, Цезарь усиленно развивал идею о том, что богиня Венера является родоначальницей рода Юлиев, а сам он ее прямой потомок. Как культурный и просвещенный человек, Цезарь прекрасно понимал условность всех этих пышных титулов. Но, охотно их принимая и подчеркивая, он тем самым хотел внедрить идею монархии в римское республиканское общество, приучить его к новой политической реальности и имперской идеологии.

Укрепив свое положение как неограниченного главы государства, Цезарь приступил к укреплению расшатанных во время гражданской войны государственных структур, решению имеющихся острых социальных проблем. Так, Цезарь реорганизовал сенат -- верховный орган Римской республики, в котором было много его противников. Наиболее непримиримые из них погибли в войнах, были удалены из сената, многие были прощены Цезарем и изъявили готовность поддерживать новый режим. Но Цезарь включил в сенат очень многих своих безусловных сторонников, расширив состав сената до 900 человек (при Сулле он был увеличен с 300 до 600 человек). Из органа враждебного Цезарю реформированный сенат стал опорой новой власти.

Народные собрания и до гражданской войны обычно поддерживали Цезаря, а теперь, когда он получил пожизненные права народного трибуна, право рекомендации кандидатов на должности, когда в составе народных собраний стали преобладать его ветераны и подкупленный подачками городской плебс, этот орган Римской республики стал еще одной опорой диктатора.

Цезарь принял меры к укреплению административного аппарата своего режима и реформировал систему выборных магистратур. Он увеличил численность магистратур, теперь вместо восьми преторов избирались 16, вместо 4 эдилов -- 6, число квесторов возросло до 40. Использование права рекомендаций позволило Цезарю сформировать преданный и подчиненный ему как главе государства исполнительный аппарат. Но Цезарь пошел дальше, он часто прибегал к прямому назначению (без выборов) своих друзей, сенаторов и даже своих отпущенников для исполнения некоторых государственных дел, называя их префектами, легатами, прокураторами. Особенно много таких порученцев Цезаря, своего рода первых чиновников, направлялось в провинции прежде всего для управления государственным имуществом, сборов налогов, различных финансовых дел. Управление огромной Римской державой требовало консолидации центрального административного аппарата, и Цезарь стремился решить эту сложную проблему, во всяком случае, начать ее решать.

Несколько стабилизировав верхние эшелоны власти, новый властелин, предпринял ряд мер по укреплению и провинциального, и местного звеньев управления. Был ужесточен контроль над деятельностью провинциальных наместников, направленный против их коррупции и злоупотребления властью. В некоторые провинции кроме официальных наместников в ранге проконсула или претора посылались особые доверенные лица Цезаря в звании легатов и прокураторов, особенно для надзора за финансовыми делами и сборов налогов, которые составляли своеобразный противовес власти всемогущих наместников. Один из острых вопросов, вызывающий недовольство провинциалов,-- откупная система налогов, на которой грели руки римские публиканы, был частично решен передачей права сбора прямых налогов местным властям, что не могло не облегчить положение провинций. Римским же откупщикам была оставлена привилегия сбора лишь косвенных налогов, и тем самым был найден временный компромисс интересов как провинциалов, так и могущественных римских публиканов.[4]

В целом провинциальная политика Цезаря преследовала цель более органического объединения центра -- Рима, Италии и многочисленных провинций, их превращения из доходных поместий римского народа в органические части огромного Римского государства. Кроме названных выше мер, этому способствовала политика массовой раздачи прав римского гражданства целым поселениям и городам, как, например, в Испании и Галлии. С 49 г. до н. э. территория Италии стала простираться не до реки Рубикона, а до Альпийских гор. Наконец, кардинальное решение о выводе демобилизованных ветеранов на провинциальные земли, бесспорно, стимулировало процесс романизации провинций и их органического включения в структуру Римского государства.

Важное место в административных реформах Цезаря заняло упорядочение системы местного самоуправления в муниципиях, колониях, городах и поселениях, которое было развито преемниками Цезаря и имело самые благотворные последствия для организации политической и общественной жизни во всей Римской державе. Одним из направлений внутренней политики Цезаря была активизация хозяйственной деятельности населения. Как было сказано выше, удалось вернуть к земле массы римских легионеров, многие из которых завели доходные хозяйства. Этой же общей цели способствовал закон против роскоши (дорогостоящих погребений, пиршеств, построек и др.), а также любопытный закон о запрете иметь наличными свыше 60 тыс. сестерций. Эти законы должны были стимулировать владеющих средствами людей к более рациональному их применению. С этой же целью было сокращено с 320 тыс. до 150 тыс. число римских граждан -- люмпен-пролетариев, включенных в списки получателей бесплатного хлеба из государственных складов.

Выплата щедрых наград многочисленным ветеранам, раздача денег столичному плебсу во время роскошных триумфов привела к невиданным ранее эмиссиям звонкой монеты и не могла не оживить общее денежное обращение в государстве. Для стимулирования имперской торговли были проведены и некоторые специальные меры: в 46 г. до н.э. были восстановлены ранее разрушенные крупнейшие торговые центры Средиземноморья.

Победа в гражданской войне и приход к единоличной власти рассматривались Цезарем и его политическим окружением не как одно из обычных явлений, а как событие эпохального значения, своего рода появление нового исторического периода. Видимо, эта концепция послужила одной из главных причин радикальной реформы римского календаря и перехода на новую систему летосчисления.

Многогранная реформаторская деятельность Цезаря диктовалась необходимостью решения острых социальных и политических проблем, накопившихся в римском обществе в эпоху гражданских войн. Эти проблемы в конечном счете вызывались несовместимостью традиционного социального и политического порядка, восходящего к полисно-общинным структурам и олицетворяемого Римской республикой, и новыми историческими реальностями огромного Средиземноморского государства. Реформы Цезаря призваны были снять это противоречие, согласовать полисно-общинные традиции и реалии мировой державы. Как показал опыт римской истории, создание нового социального и политического порядка было возможно лишь в условиях монархического строя. Он предполагал создание централизованных государственных институтов, особой военной организации, новых социальных структур, выражающих и поддерживающих новую монархию -- Римскую средиземноморскую империю. Конечно, реформы Цезаря лишь наметили пути формирования основ империи, ее строительство займет еще много времени, но Цезарь нащупал и определил общее направление этого движения, и потому может рассматриваться как родоначальник Римской империи. Кузищин В.И. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 2002

Как опытный и дальновидный политик, Цезарь понимал опасность и непредсказуемость радикальных мер. Вот почему многие его реформы носят компромиссный, примиряющий интересы различных социальных прослоек характер.

Вместе с тем известная компромиссность реформ и политика помилования бывших противников Цезаря наряду с его программой установления монархического строя порождали и укрепляли оппозицию. Против Цезаря был составлен заговор, во главе которого встали Юний Брут, Кассий Лонгин и Децим Брут, идейным вдохновителем заговора стал Марк Туллий Цицерон -- все убежденные сторонники Республики, в свое время бывшие противники Цезаря, прощенные им и привлеченные к участию в управлении. Заговор оказался удачным, Цезарь был убит в сенате заговорщиками в мартовские иды 15 марта 44 г. до н. э. Символично, что его мертвое тело рухнуло к подножию стоявшей здесь же статуи его покойного и столь же вероломно убитого противника Помпея.

Диктатура легионов. 2-й триумвират. Убийство Цезаря вызвало резкую поляризацию политических сил. Безболезненное возвращение к республике оказалось не более чем утопией. Римская республика со слабым госаппаратом, разделением властей, господством сенатской аристократии, бесправием провинций, рассматривающихся в качестве доходных поместий римского народа, по мнению многих, уже отжила свой век и нуждалась в замене другим государственным устройством.

Римское общество разделилось на сторонников традиционного устройства республиканцев и сторонников программы Цезаря, преследующего цель создания нового государственного строя, цезарианцев. Партию республиканцев возглавляли Цицерон, Брут и Кассий, партию цезарианцев -- ближайшие соратники Цезаря в последние годы его правления -- Марк Антоний, консул 44 г. до н. э., и Эмилий Лепид, начальник конницы, т. е. официальный заместитель диктатора. Вскоре к ним присоединился и наследник Цезаря -- 19-летний Гай Октавий, внук его сестры Юлии. По завещанию Цезаря он был усыновлен и, согласно обычаю, получил новое имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В его руки передавалось громадное имущество покойного диктатора. Цезарианцы располагали поддержкой части сенаторов, попавших в высшее сословие при Цезаре, римского плебса, подкупленного щедрыми раздачами, многих муниципалов, жителей италийских городов, провинциалов, получивших права римского гражданства из рук Цезаря.

Наконец, их мощной опорой были многочисленные (свыше 100 тыс.) ветераны Цезаря, наделенные им земельными участками и денежными наградами. В сложной и противоречивой обстановке, сложившейся в Риме после убийства Цезаря, именно его ветераны стали играть роль основной, хорошо организованной ударной силы по поддержанию и закреплению установленного Цезарем режима. Собрав двадцатитысячную армию, возглавляли которую Октавиан и Марк Антоний, конфликтовавшие по поводу легитимности признания Октавиана наследником, цезарианцы диктовали свою волю непосредственным руководителям, сенату, народному собранию, провинциям.

Марк Антоний, Лепид и Октавиан оформили свой союз официально, образовав в 43 г. н.э. 2-й триумвират. Эти события получили название «диктатуры легионов», поскольку все решения лидеров принимались под влиянием мнения 20 тысячного войска из ветеранов цезарианцев.

Получив в свои руки неограниченную власть и идя навстречу требованиям легионных масс, триумвиры развязали самый настоящий террор против своих политических противников. Если главным принципом внутренней политики Цезаря было милосердие и прощение, то руководящим правилом его наследников-триумвиров стали месть и ненависть. Сразу же после утверждения триумвирата были составлены кровавые проскрипции, превзошедшие проскрипции Суллы. В списки было внесено около 300 крупнейших сенаторов (и первым из них -- великий римский оратор и мыслитель Марк Туллий Цицерон), свыше 2000 наиболее влиятельных представителей другого высшего сословия республиканского Рима -- всадников и много тысяч людей более простого звания. Причем в списки заносились люди, далекие от политики, но обладающие приличным состоянием, а их имущество переходило в руки триумвиров и их клевретов. Проскрипционные списки несколько раз дополнялись по многочисленным доносам людей, часто сводящих личные счеты. В Риме впервые появились доносчики, и доносительство превратилось в обычное явление. Видимо, 14-летний период правления вторых триумвиров с 44 по 30 г. до н.э. является одним из самых кровавых в тысячелетней истории Древнего Рима. . Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. Учреждений. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

Проскрипции 2-го триумвирата привели к физическому уничтожению римской аристократии, ориентирующейся на республиканский порядок, к перераспределению собственности, в том числе и земли от республиканской знати в пользу новых слоев римского общества, консолидирующихся в опору рождающегося монархического режима, и в первую очередь армии. От конфискаций и проскрипций пострадали не только римская знать, высшие сословия, но и рядовые жители многих италийских городов. Так, чтобы обеспечить воинов своих легионов земельными участками, триумвиры выбрали 18 городов Италии с наиболее плодородными почвами, согнали жителей с земель и распределили конфискованную землю среди ветеранов.

Победив более чем 200 тысячное войско оппозиционеров под руководством Юния Брута и Лепида, а позднее армию Секста Помпея триумвиры торжествовали полную победу, использованную для новых казней и конфискаций. Сторонники традиционной Республики были разгромлены и в политическом, и в военном отношении.

Триумвират превратился в дуумвират. Власть над Римской державой была разделена между Антонием, управлявшим восточными провинциями, и Октавианом, управлявшим Италией, западными и африканскими провинциями. Между двумя могущественными правителями, которые давно ненавидели друг друга, не могла не вспыхнуть смертельная борьба за верховенство. Решающая битва между армией и флотом Антония и Октавиана в 31 г. до н. э. закончиалсь полной победой Октавиана. Антоний бежал, а позднее покончил с собой.

Единым правителем Римской средиземноморской державы стал победитель Антония, официальный наследник Цезаря, его приемный сын Гай Юлий Цезарь Октавиан, открывший своим правлением новую историческую эпоху -- эпоху Римской империи.

римский республика патриций цензорский