2. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
Александр II подписал манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”, а также “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.
Согласно этим документам, крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении они получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам, не мог быть выше установленной законом нормы, колебавшейся в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек. При этом у крестьян обычно отбирали земли лучшего качества. Большие группы крестьян вообще не получили земли: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев.
Согласно реформе, крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Выкупившие ее назывались крестьянами-собственниками. Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь 1/4 определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне, становившиеся временнообязанными, должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.
Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных должны были быть точно определены соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Срок подписания Уставных грамот определялся в два года. Временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела земли.
Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6% годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка.
Крестьянин должен был уплатить помещику сразу 20--25% этих денег. Чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75--80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью крестьянской общины.
Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных правительствам.
- Введение
- 1. Причины отмены крепостного права
- 1.1 Российская “оттепель”
- 1.2 Подготовка крестьянской реформы
- 2. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
- 2.1 Реформы местного самоуправления
- 2.2 Судебная реформа
- 2.3 Военные реформы
- 2.4 Реформы в области просвещения
- 3. Претворение реформ в жизнь
- 3.1 Конституционные метания. “Диктатура сердца”
- Заключение
- §1. Подготовка и проведение реформы 1861 г.
- 1.5 Крестьянская реформа 1861 г., ее особенности на Беларуси
- Реформы политических институтов и органов местного самоуправления
- 41.Крестьянская реформа 1861 г и ее юридическое оформление.
- Реформа 1861 г.
- Земельная реформа 1861 г. В Беларуси
- 37. Крестьянская реформа 1861 г. В России
- Тема № 8. Крестьянская реформа и местное самоуправление по законам 1861 – 1864 гг.
- 29. Подготовка и проведение аграрной реформы 1861 г.
- Крестьянская реформа 1861 г.