logo
Роль и место краеведческого материала в школьном историческом образовании

1.3 Роль историко-краеведческого материала в современном образовании

Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции ученика. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, играх и т.д.

Историко-краеведческий материал раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

К сожалению, в системе современного образования существует разница между теоретическими принципами преподавания истории родного края и школьной практикой преподавания. Такие формы аттестации как ЕГЭ и ГИА не предполагают изучение истории родного края. Из-за недостатка часов, данных на преподавание истории, остается недостаточно времени для дополнительного изучения истории родного края. Это, в свою очередь, сказывается на формировании и воспитании учащихся, их гражданской позиции, ценностного восприятия истории Малой Родины.

Преподавание исторического краеведения в школе позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал по общему курсу отечественной истории. Изучение истории в ее конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи. Кроме того, изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры.

Следует помнить, что школа также призвана прививать учащимся чувство патриотизма, коллективизм. Само понятие «Родина» в детском возрасте ассоциируется с тем местом, где находится родной дом, то есть с конкретным городом или поселком. От того, насколько школьники знают и любят историю своего края, зависит и глубина их патриотического чувства. (Сейненский:19)

Задачи исторического краеведения чрезвычайно многообразны:

1. Формирование системы знаний о природе региона, его истории, быте и культуре.

2. Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края, сохранение традиций.

3. Формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.

4. Побуждение интереса учащихся к своему прошлому.

5. Развитие умения получать информацию о родном крае из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.

6. Становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России. (Методические рекомендации http://lib.znate.ru)

В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свои познания, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального, культурного потенциала человека.

Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.

Историческое краеведение активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложиться на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем (Ашурков:79).

Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; каждый человек - соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека - в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны; в ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга и милосердия; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. (Сейненский:22)

Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и родному пепелищу: в них - краелюбие». (Шмидт, Краеведам России: 4)

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.

Историческое краеведение тесно взаимодействует с другими направлениями краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным. Оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе.

Таким образом, становление и развитие регионального компонента в школьном образовании проходило в тесной связи с общественно-политической и социально-экономической жизнью страны, развитием науки, культуры и было обусловлено задачами обучения и воспитания, стоящими перед общеобразовательной школой.

На современном этапе можно констатировать методологическое противоречие: национально-региональная и этнокультурная специфика системы образования в регионах РФ есть, а в нормативной базе нет соответствующих механизмов их отражения. В ФГОС ООО нет даже понятий «национально-региональный» и «этнокультурный компоненты содержания образования».

Хотелось бы отметить, что говоря о роли исторического краеведения в учебно-воспитательном процессе, следует помнить, что историко-краеведческий материал создает широкую возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно-поисковой деятельности школьников. Использование таких активных методов обучения, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.