logo
Россия в первой половине XIX века

2. Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I

николай реформа охранительная идеология

Развитие государственной системы в первой половине XIX века в основном происходило в русле, намеченном в XVIII в.: дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата; создание новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями; углубление специализации отдельных органов власти и управления; усложнение внутренней организации правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство; между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи - в России впервые появились ведомства.

“Россия этого периода - абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование закона и неуважение к нему начинает трактоваться как преступление. Несмотря на стремление уважать закон, не меньшее, а возможно, большее значение в становлении аппарата управления и его функционировании имела личность императора и его непосредственное окружение. Личностный характер по-прежнему оставался важнейшим в становлении российской государственности”[3].

“В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-1825). Необходимость с раннего возраста жить на два дома - изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский - привела к тому, что в Александре I воспитались двуличность и подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезными государем своего времени”[3].

Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений - либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

“Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1801-1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

1814-1825 гг. - во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Большое влияние на формирование страны оказала деятельность Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П. А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения Конституции в России. Под Конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти. Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ носило либеральный характер”[5].

“Реформы в области государственного управления:

В 1802 г. Устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором. Усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.

В 1802 г. Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за представительными учреждениями превратился в 20-е годы XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губернии. Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных учреждений - департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената увеличилось до 12. В целом его деятельность была малоэффективной, все попытки реформировать Сенат, принимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

Реформы в социальной сфере:

Восстановлены Жалаванные грамоты дворянству и городам; расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей; улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

Указы 1804-1808 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов.

Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

В 1803 г. Было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге ( с 1819 г.- университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей; издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например: Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов; созданы органы управления просвещением и образованием”[6].

“Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М.М. Сперанский (1772-1839), выдающийся государственный деятель. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Сделав головокружительную карьеру благодаря своим личным качествам к 1807 г. (за четыре с половиной года стал действительным статским советником, обладателем генеральского, по Табели о рангах, чина), Сперанский являлся одним из ближайших советников императора. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия; важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность; расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые на ряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы; предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование. Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

В 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу; все чиновники должны были иметь соответствующее образование - знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»; в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет, с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802г.; для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги, подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков”[4].

“Реформы М.М. Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М.М Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политики и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому времени М.М. Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии”[5].

“Говоря о преобразованиях в России, сам Александр ставил трудновыполнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить неизменной собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всех слоев России. Момент для преобразований был выбран неудачно. В первой четверти столетия страна переживала экономический подъем. Победа над Наполеоном вознесла ее к вершинам европейской славы. Для подавляющей части «верхов», для дворянства было абсолютно не понятно, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки, «подстраиваясь» под побежденных ею противников”[6].

“Император не нашел в России никакой серьезной поддержки своим замыслам. Даже в семье звучали голоса протеста против преобразований, а то и грозные напоминая о печальной судьбе Павла I, погибшего потому, что не хотел прислушаться к высшим бюрократическим и военным кругам. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными”[2].

В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ, в конечном счете, могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.