logo
Быт и обычаи правящей династии во второй половине 18 века

1. 3. Эпоха царствования Екатерины II - эпоха просвещённого абсолютизма

Время царствования Е.II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина представляла себе так:

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и

заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов.

Екатерина II, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра 1 и дорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу об Петербургской Академии наук, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с Западной Европой. 6 октября 1766 года был издан правительственный указ, признавший «великое нестроение и совершенный упадок» Петербургской Академии наук и объявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целях привести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявлений дело не пошло: существенных изменений в организации Академии не было проведено, нового устава Академия не получила. Реальною мерой для расширения научной деятельности явилось только значительное пополнение академических кадров.

Вторая половина 18 в. - время становления русского помещичьего быта. После освобождения дворян от обязательной государственной службы поместья становятся местом их постоянного обитания. За несколько десятилетий была создана довольно густая сеть загородных усадеб, расположенных, как правило, вдали от обеих столиц. В этих усадьбах сложилась особая "бытовая культура".

“Проще всех в усадьбах устраивались те, которые, располагая большими средствами и некоторым вкусом, старались искусством прикрыть неправильность своего житейского положения. Удаляясь от столичного шума, добровольный отшельник где-нибудь в глуши Владимирской или даже Саратовской губернии, в стороне от большой дороги, среди своих 20 тыс. десятин земли воздвигал скромную обитель во 100 комнат, окруженную корпусами служб с несколькими сотнями дворовых слуг. Все музы древней Греции при содействии доморощенных крепостных ученых, художников, артистов и артисток призывались украсить и оживить этот уголок светского отшельника, тайного советника или капитана гвардии в отставке.

Гобелены, обои, разрисованные от руки досужим сельским мастером, портреты, акварели, гравюры, удивительные работы сюжеты из античной древности, амфилада из 20 зал и гостиной с перспективой, замыкаемой по обоим концам колоссальной фигурой Екатерины II, вышитой шелками и с необыкновенно свежим подбором колеров, в одной из угольных задних комнат ряд больших завешанных темно-зеленой материей книжных шкафов с надписями "Historia", "Phisique", "Politique", в другой - домашний театр с тремя рядами кресел в партере, а подле - зала в два света, от потолка до пола, увешанная портретами, - живая история 18 века в лицах, где-нибудь в углу особо от других тщательно вырисованная на полотне типическая фигура с тлеющими угольными глазами, игольчатым носом и идущим ему навстречу загнутым и заостренным подбородком - известная фигура Вольтера, а наверху дворца уютная келейка, украшенная видами Франции, где под желтым шелковым пологом покоится веселый собеседник хозяина m-r Grammont, самоотверженный апостол разума, покинувший родную Францию, чтобы сеять просвещение среди скифов Сердобского уезда.

В доме на стенах глаз не находил места, ни завешанного наукой или искусством, не оставалось щели, через которую могли бы проникнуть в этот волшебный фонарь уличный свет или житейская проза.

Что делали и как жили обитатели этих изящных приютов? Один из них, екатерининский вельможа и дипломат князь А. Б. Куракин, холостой отец 70 детей, перед лестницей своего деревенского дворца на Хопре выставил для сведения гостям свою программу, один из пунктов которой гласил: "Хозяин почитает хлебосольство и гостеприимство основанием взаимственного удовольствия в общежитии, следственно видит в оных приятные для себя должности".

Итак, жили для друзей и наслаждались их обществом, а в промежутках уединения любовались, читали, пели, писали стихи - словом, поклонялись искусству и украшали общежитие. "Это была приторная и распущенная идиллия барского сибаритства, воспитанная беззаботной праздностью крепостного быта” - так иронично, но очень верно опишет В. О. Ключевский быт екатерининского вельможи вдали от столичного шума.

Правда, в самом конце 18 века в быт российской аристократии проникает дух сентиментализма. Из пышных дворцов обитатели перебираются в "дома уединения", отличающиеся и скромностью и архитектуры и внутреннего убранства. Регулярные парки сменяются пейзажными садами. Но это тоже была дань моде.