США накануне Второй мировой войны

реферат

2.1 Реализация «Нового курса» в сфере экономики

В реализации провозглашенного президентом «нового курса» можно выделить два этапа. На первом (1933-1934 гг.) команда Рузвельта, которому фактически была предоставлена неограниченная власть, провела ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Начало было положено реформой банковской системы. 6 марта, президент провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки. 10 марта Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке. Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул». Чтобы не пугать публику, правительство решило начать процесс возрождения уже с 13 марта. В этот день были открыты банки в 12 городах, в которых находились центры 12 округов Федеральной резервной системы (ФРС). На утро «здоровыми» были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и остальные банковские учреждения, признанные «здоровыми».

В 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков с совокупным объемом вкладов 22,3 млрд. долл. Через год их стало значительно меньше -- 4897 (20,8 млрд. долл.).

Черту под банковским законодательством 1933 г. подвел закон Гласса--Стигалла, принятый 16 июня. Этим статусом депозитные и инвестиционные функции банков разделялись.

Законодательство 1933--1935 гг. реформировало Федеральную резервную систему. По банковскому закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый президентом США, получил полномочия по определению суммы резерва, который должен оставаться в банках -- членах ФРС. На практике это означало, что совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного резерва мог облегчать или затруднять доступ к кредиту и с помощью этой манипуляции влиять на деловую активность. Не менее важно и то, что такой насущный вопрос в деятельности банков был поставлен под государственный контроль [2; с. 215-216]

Но важнейшим в отрасли государственной регуляции был Акт о возобновлении промышленности, принятый конгрессом в июне в 1933 г. Законом от 16 июня создавалась Национальная администрация возобновления промышленности (HИPA). Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых вводились «кодексы честной конкуренции», которые определяли объем производства и цены на продукцию, регулировали рынки сбыта и тому подобное. Продавать товары ниже установленных цен запрещалось. Было составлено и санкционировано президентом около 750 кодексов, которые охватили предприятия, на которых работало 95% промышленных рабочих. Фактически было произведено принудительное картелирование мелких и средних фирм. Кроме того, отменялся золотой стандарт доллара, а позже (5 декабря в 1933 г.) принятая конгрессом 21 поправка к конституции отменила «сухой закон», который действовал с 19 января в 1919 г. Свободная продажа алкогольных напитков, обложенных высоким федеральным налогом, обеспечила пополнение казны значительным количеством дополнительных средств.[1; с. 236]

Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов. Министр сельского хозяйства Генри Уоллес уже 10 марта1933 г. провел конференцию с лидерами крупного фермерства, на которой были подтверждены ранее выдвигавшиеся требования фермеров и единодушно одобрен билль о помощи сельскому хозяйству.

Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его основной раздел, известный как закон о регулировании сельского хозяйства (Agricultura Adjustment Act -- ААА), ставил главной целью поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение (паритет) на продававшуюся и покупавшуюся фермерами продукцию, которое существовало в базовый период.

Сокращение посевных площадей и уничтожение уже произведенной продукции мыслились как ключевые рычаги осуществления программы по регулированию сельского хозяйства. В связи с этим было перепахано 10,5 млн. акров хлопчатника, уничтожено около 6,5 млн. свиней, а также ликвидировано немало иной продукции. И это делалось в то время, когда десятки миллионов людей голодали, были разуты и раздеты.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.

С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней -- поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Новый статут создавал условия для получения премиальных платежей собственникам, соглашавшимся изымать землю из-под культур, которые ее истощают, и предпринимать меры по улучшению почв.

Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Сохранив идею улучшения плодородия земли, статут 1938 г. сделал крупный шаг в сторону усиления регулирующих предписаний государства относительно поступления на рынок основных сельскохозяйственных продуктов. Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

Закон о возобновлении промышленности, что предусматривал чрезмерно широкий размах государственного вмешательства в экономику, вызывал неприязнь и неприятие со стороны большинства капиталистов, которые видели в нем даже какую-то форму социализма. Как только улучшилась экономическая конъюнктура, закон прекратил свое существование, не вызвав ни у кого сочувствия. В мае в 1935 г. Верховный суд США признал Национальный акт о восстановлении промышленности таким, который противоречит конституции. Однако это не означало возвращения к «твердому индивидуализму». В политике американской администрации постепенно, но неуклонно стала употребляться функция экономической регуляции.

В январе в 1936 г. был отменен также акт о регуляции сельского хозяйства. Но последствия самого акта оказались длительными и позитивными. В период «нового курса» ни одному сектору экономики правительство не уделяло столько времени и внимания, как сельскому хозяйству, на которое приходилась большая часть субсидий. Средства выделялись на научно-исследовательскую работу, на техническую помощь, поощрялись государственные инвестиции в образование в сельской местности, проводилась электрификация сельских районов. В их инфраструктуру укладывались средства. Фермерам в первую очередь предоставляли государственные кредиты, под контролем правительства производительность труда в сельском хозяйстве в этот период увеличивалась на 5% ежегодно -- втрое больше, чем в других отраслях экономики. В 1930 году в стране насчитывалось свыше 6 млн. ферм, на которых было занято 25% населения [2; с. 218-221].

Экономические программы администрации президента Ф.Д. Рузвельта в 1933-1939 гг. привели к беспрецедентному расширению вмешательства федерального правительства в важнейшие сферы жизни страны, особенно экономическую.

Делись добром ;)