logo
США накануне Второй мировой войны

2.2 Реализация «Нового курса» в социальной сфере

Формирование государственно-монополистических тенденций в экономике было лишь одной стороной «нового курса». Его вторая черта состояла в огосударствленном подходе к решению социальных проблем. Здесь в более выраженной форме, чем в экономике, этатизм носил либеральный характер, предусматривая широкое и глубокое социальное маневрирование с учетом ряда насущных требований [2; с. 223]

Забастовочная борьба, стала немаловажным фактором, способствовавшим признанию профсоюзов и принятию соответствующих законов. Необходимо отметить, что в самом американском рабочем движении также шла ожесточенная борьба за формы организации, основные направления и методы отстаивания своих прав. Господствующие позиции в рабочем движении продолжала занимать Американская федерация труда (АФТ), которая, будучи основана на цеховых принципах, придерживалась соглашательского курса в отношениях с предпринимателями. Постепенно все более растущий вес в ней приобретали сторонники более решительных действий, организации профсоюзов не по цеховому, а по производственному принципу. В 1936 г. сторонники этой линии вышли из АФТ и создали собственную самостоятельную организацию -- Конгресс производственных профсоюзов (КПП).

Поэтому, естественно, что в 1935 г. внимание администрации Рузвельта переключилось на меры, направленные на оказание помощи рабочим и другим группам городского населения. Закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности наделял правительство полномочиями вмешиваться в деятельность частных предприятий, устанавливая объемы производства, уровень цен, длительность рабочего дня и т. д. Специальным пунктом этого закона предпринимателям предписывалась обязанность признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, призванные гарантировать права трудящихся. В целях уменьшения безработицы Закон предусматривал также организацию общественных работ (благоустройство улиц, строительство дорог, электростанций, жилищ, озеленение и т. д.) за счет государства. В 1935 г. было выделено 5 млрд долл. на создание 3,5 млн рабочих мест. Администрация общественных работ, созданная в 1933 г., предоставила рабочие места в строительстве. Была принята программа, предусматривающая создание в общественном секторе 2,5 млн рабочих мест специально для молодежи.

В развитие п. 7а Закона о промышленности был принят специальный Закон о трудовых отношениях, который по имени предложившего его сенатора стал известен как Закон Вагнера, принятый конгрессом США в 1935 г. Этот закон в значительной степени расширил полномочия федерального правительства в области регулирования отношений между рабочими и работодателями и усилил влияние и власть профсоюзов. Для реализации этих целей было создано Национальное бюро трудовых отношений..

Закон предусматривал не только признание профсоюзов, но и наказания за «нечестную трудовую практику» предпринимателей, прибегавших к преследованию профсоюзных руководителей, найму на работу штрейкбрехеров и другие неблаговидные действия по отношению к профсоюзам.

Самыми далеко идущими из всех программ «Нового курса» стали меры по социальному страхованию, осуществленные в 1935 и 1939 гг. Они предусматривали пособия по старости и потере кормильца, выплаты по безработице и страхование по нетрудоспособности. Одно из центральных мест среди мер, предпринятых администрацией Рузвельта, занимал Закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий. В 1938 г. в некоторых отраслях промышленности были введены, максимальная продолжительность рабочего дня и минимальная заработная плата [4; 147-148].

2.3 Итоги политики «Нового курса»

На первом этапе определились и активно реализовались три основных составных пункта «нового курса»:

а) возобновление промышленности;

б) возобновление сельского хозяйства;

в) общественные работы для безработных.

Фактически это было не возобновление, а перевод общественного производства на принципы, которые позволяли выйти из жестокого экономического кризиса. Однако «новый курс» не имел целью подрыв капитализма с его основой -- частной собственностью, а лишь осуществление его модернизации относительно условий, которые вызрели в общественном производстве, о чем в 1920 г. говорил английский экономист Джон Кейнс.

Подводя итоги первого этапа «нового курса», следует отметить: во-первых, преодоление кризиса шло за счет внутренних резервов; во-вторых, деятельность администрации Рузвельта оказалась эффективной (рациональные и продуманные мероприятия мобилизировали американское общество на выход из кризиса); в-третьих, работа по оздоровлению экономики в плане «нового курса» началась немедленно, без любой раскачки; в-четвертых, «новый курс оказался успешным методом содействия перехода от индивидуалстично-монополистичной стадии индустриализма к государственно-монополистической, к государственной регуляции всех сфер общества.

На втором этапе (1935-1938 гг.) основные усилия властных структур США сосредоточивались на реформировании трудовых отношений и социальной сферы, без чего достичь желаемых результатов было невозможно. Ко второму этапу Рузвельта и его команду подталкивало не только обещание внимания к «забытому человеку» и реализация тезиса «сочетания интересов», но и высокая волна забастовочной борьбы.

Демократическая партия, партия Рузвельта, окрыленная успехами «нового курса», крепко заняла положение большинства, пользовалась широкою поддержкой профсоюзов, фермеров, среднего класса в целом. В отличие от Республиканской партии, где усилились консервативные тенденции, в Демократической преобладала либеральная идеология. На президентских выборах в 1936 г. опять победил Рузвельт.

В марте в 1937 г. промышленное производство достигло уровня в 1928 г., а летом этого же года начался новый спад в промышленности и сельском хозяйстве. На 1/3 уменьшилось производство, больше 10 млн. лиц потеряло работу. Новый кризис свидетельствовал об отсутствии универсальных рецептов от экономических кризисов. Однако новой трагедии не случилось. Система социальных и экономических регуляторов направила экономические трудности в контролированное русло[1; 237].

После выборов 1938 г. рузвельтовское окружение оказалось в «замешательстве относительно следующей фазы нового курса». Президент был «склонен двигаться с осторожностью» в своих взаимоотношениях с конгрессом и демонстрировал «умеренность». Спикер палаты представителе алабамский демократ У. Бэнкхэд заявил, что главные цели «нового курса» «практически достигнуты» и необходимость в дальнейших реформах отпала. В ежегодном послании о положении страны, с которым Ф. Рузвельт выступил в январе 1939 г., не выдвигалось никаких реформ. Президент официально провозгласил окончание «периода внутренних конфликтов, связанных с программой реформ». Пригласив 6 марта 1939 г. в Белый дом вице-президента Д. Гарнера, лидера демократов в сенате О. Баркли, спикера У. Бэнкхэда и лидера демократического большинства в палате представителей С. Рэйбэрна, Ф. Рузвельт заверил капитолийскую верхушку, что никаких планов дальнейших реформ у него нет [2; с. 240].

3 Внешняя политика США в 1933-1939 гг.

демократ рузвельт промышленный безработный

Либерализм творца «нового курса» во внутренней политике адекватно отразился и во внешнеполитическом курсе. Администрация Рузвельта отказалась от политики непризнания СССР. 16 ноября 1933 г. были установлены советско-американские дипломатические отношения. А уже 17 ноября Рузвельт назначил послом в Москву политического деятеля и дипломата Уильяма Буллита, который был известен как либерал.

Советский Союз был заинтересован в экспорте американских машин и оборудования, железнодорожных рельсов (свыше 250 тыс. т. для строительства второй колеи Транссибирской железной дороги). Установление дипломатических отношений из США советское руководство рассматривало как сдерживающий фактор японской агрессии на Дальнем Востоке. Москва вынашивала также планы заключения тихоокеанского пакта о ненападении между США, СССР, Китаем и Японией. В данном случае интересы обеих стран совпадали. Соединены Штаты тоже нуждались в сдерживающем факторе против Японии. Однако США искали прежде всего рынков сбыта для своей промышленности, которая оказалась в тяжелом кризисе. Увеличения заказов СССР были очень кстати.

Однако американцев ожидали разочарования. СССР не было товаров для США. И успешная торговля между странами могла сложиться лишь при предоставлении СССР долгосрочных кредитов, о чем в декабре в 1933 г. намекнул В.Молотов. В условиях жестокого экономического кризиса это мало устраивало деловые круги США. Эйфория советского руководства относительно выгодных экономических контрактов из США быстро прошла. А радостные объятия с американскими дипломатами изменились достаточно прохладными взаимоотношениями. Так, Сталин обещал Буллиту принимать его в любое время по любому вопросу, а Рузвельт советскому послу О.Трояновскому -- то же. Первый ни разу не сдержал свое слово, второй всегда помнил о своем обещании и принимал советского посла по его просьбе, даже недомогая.

Все же торговый договор 1935, и в особенно 1937 г., который предусматривал взаимное предоставление режима наибольшего содействия, создал основу для выгодных экономических связей [1; 239]

Еще в 20-е гг. правящими кругами США были предприняты меры по улучшению отношений со странами Латинской Америки. Это дало возможность Ф. Рузвельту осуществить в этом регионе курс, получивший название политики «Доброго соседа». Демонстрируя установку на невмешательство во внутренние дела других государств и выведя американские войска из бассейна Карибского моря, Рузвельт добился роста престижа Соединенных Штатов в регионе.

В 30-е гг. в условиях обострения международной обстановки и нарастания угрозы новой мировой войны Вашингтон продолжал проводить политику изоляционизма, дистанцирования от конфликтов в остальном мире, особенно в Европе. На фоне подготовки Италии к агрессии в Эфиопии в 1935 г. конгресс США принял Закон о нейтралитете, запрещающий продажу американского оружия воюющим Сторонам, не делая при этом различия между агрессором и жертвой агрессии. Еще более строгий закон был принят с началом гражданской войны в Испании в 1936 г. Он по сути дела наказывал республиканское правительство этой страны, тогда как мятежники во главе с генералом Франко получали помощь от фашистской Италии и нацистской Германии.

Однако реальные процессы и события все более убеждали самую дальновидную часть правящих кругов Америки в том, что она уже не может изолироваться от остального мира двумя океанами. Уже в тот период впечатляющие успехи новых технологий, в частности развитие авиации, постепенно уменьшали действенность фактора географической удаленности США от ведущих центров мировой политики. Эти явления совпали с появлением агрессивных диктаторских режимов в Европе и. Азии режимов, враждебных демократическим обществам и стремящихся разрушить Версальскую систему и послевоенное статус кво.

В бассейне Тихого океана Рузвельт продолжал гуверовскую политику непризнания завоеваний Японии в Азии. Когда эта страна в 1937 г. совершила агрессию против Китая, администрация демократов начала фактический отход от политики изоляционизма. Заявив, что война похожа на болезнь, Рузвельт призвал миролюбивые страны установить «карантин» на агрессивные государства, хотя и сказал, что это заявление не будет иметь политических последствий. В декабре того же года, когда японская авиация потопила в реке Янцзы американскую канонерку, пришлось отказаться от мер возмездия из-за сильного сопротивления общественности всякому вмешательству в события, происходившие за рубежом [3; с. 115]

Невзирая на изоляционизм, США не могли находиться в стороне от процесса нарастания опасности войны в Европе и мире. Это проявилось, в частности, в ряде актов, принятых конгрессом в 1935-1937 гг., которые составили законодательство о нейтралитете Соединенных Штатов, оно запрещало правительству СЛИА вывозить оружие и военные материалы в районы конфликта, а также предоставлять кредиты и ссуды воюющим странам, но также оно ставило в тяжелое положение жертвы агрессии. Запрещение касалось и стран, где шла гражданская война.

Относительно внешней политики в руководящих кругах США на вторую половину тридцатых годов сложились две основных группировки. Одна из них, изоляционистская -- Г.Гувер, Р.Тафт, А.Ванденберг, Г.Фиш, В. Херст -- было против военно-политических союзов и за сохранение свободы действий для США. Такая позиция, на случай большого европейского конфликта, могла бы выдвинуть США на роль арбитра, которая полностью согласовывалась с принципами изоляционизма, вторая группировка -- интернационалисты (Ф.Рузвельт, его команда, много известных деятелей конгресса, в первую очередь среди демократов) считали, что роль пассивного наблюдателя подорвет международные позиции США. Они отстаивали активное сближение с демократическими странами Европы, в первую очередь Великобританией и Францией, и придерживались мысли, что фашистско-милитарный блок создает серьезную опасность для США [1; с.239].

Значительную группу влиятельных политиков составляли и те, которые желали в скором будущем общего столкновения тоталитарных режимов, -- коммунистического и фашистского. Однако фактом является и то, что администрация Ф.Рузвельта прилагала немало усилий, чтобы предотвратить скатыванию европейского мира в войну.

Выводы

Таким образом, мы рассмотрели социально-экономическое, политическое и внешнеполитическое положение США накануне второй мировой войны. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социальные и экономические программы администрации президента Ф.Д. Рузвельта в 1933-1939 гг. привели к беспрецедентному расширению вмешательства федерального правительства в важнейшие сферы жизни страны, особенно экономическую и социальную. Важнейшим итогом «нового курса» было то, что он ознаменовал серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

Принятые Конгрессом по инициативе президента законы являлись смелым экспериментом государственного регулирования с целью изменения распределительного механизма экономики и социальной защиты населения.

До сих пор является спорным вопрос, насколько успешен был "новый курс". Правда, что "новый курс" смог смягчить, но не устранить безработицу и нужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Только война принесла полную занятость и побивающее все рекорды производство. Неорганизованные группы населения и социально деклассированные меньшинства, а также черные, остались на краю "нового курса", неодинаковая структура возможностей и дохода изменилась незначительно, монополии и концерны потеряли во влиянии, но не в размере. Никто не знал границ «нового курса» лучше, чем сам Рузвельт, ведь он на свой второй срок провозгласил борьбу против нищеты низшей трети нации. Американцы считают, что самым важным в нем было то, что Рузвельт дал новую надежду упавшей духом, неуверенной в себе и не имеющей направления нации.

Пожалуй, стоит согласиться с утверждениями американского историка А.Шлезингера, что «новый курс» был возвращением к традиционным идеям раннего периода США о сочетании частных и общественных интересов в процессе «развития политической экономии путем эксперимента». «Новый курс» был призван вмонтировать в экономику стабилизаторы, назначенные для того, чтобы защищать ее от депрессии. И в самом деле, больше 40 лет США прожили без кризисов, которые раньше поражали экономику каждые 20 лет. В «новом курсе» проявилась также идея необходимости беспокоиться за всех без исключения членов общества. Капиталистическая система выжила потому, что демократические силы заставили правительство гуманизировать производственные отношения, дополнить принципы о всестороннем развитии частной инициативы принципами социальной ответственности. «Новый курс» стал первым широкомасштабным применением государственного регулирования, началом превращения американского общества в госрегулируемое и социальноориентированное. Законодательство "нового курса", однако, и сегодня еще определяет двойную структуру федерально-государственной социальной политики. Оба основных принципа социального государства, финансированное за счет взносов социальное страхование и финансируемая из налогов социальная помощь или социальное обеспечение уходят корнями в 30-е годы.

Что же касается внешней политики, то во время президентства Рузвельта она отличалась, с одной стороны, гибкостью и реализмом, а с другой, противоречивостью и крайней осторожностью.

Список литературы

1. История США: пособие для вузов/ Э. А. Иванян 2-ое издание, испр. - М. : Дрофа, 2006. - 571с.

2. История США : В 4 т. / Г. Н. Севостьянов, Е. Ф. Язьков, Е. И. Попова и др. - М. : Наука, 1985. - Т. 3 : 1918-1945. - 672 с.

3. Новейшая история стран Азии и Африки : ХХ век : В 2 ч. : Учеб. для студ. вузов / Под ред. А. М. Родригеса. - М. : ВЛАДОС : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. - Ч. 1 : 1900-1945. - 368 с.

4. Новйшая история стран Европы и Америки. ХХ век: Учеб.для студ. вузов: В 2 ч./Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева - М.: Владос, 2003. - Ч.1.- 464 с.

5. Уткин А. И. Теодор Рузвельт : Полит. портр. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 192 с.

6. Язьков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время : (1918-1945) : Курс лекций : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающ. по спец. "История". - 2-е изд. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 352 с.