logo
Великий водный путь "из варяг в греки"

§1. Предыстория возникновения знаменитого пути «из варяг в греки»

В 80-х годах IX в. произошло событие, которое завершает организационное оформление Древнерусского государства. Это захват Киева легендарным Олегом (6390 / 882 г.). Вот как говорит об этом летописец словами самого Олега, обращающегося к Аскольду и Диру: «Вы неста князя, ни рода княжа, но аз есмь роду княжа», и вынесоша Игоря: «А се есть сын Рюриков». И убишаАсколда и Дира, и несоша на гору, и погребоша и на горе, еже ныне зоветьУгорьское, кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святого Николу; а Дирова могила за святою Ориною. И седеОлег княжа въ Киеве, и рече Олег: «Се буди мати городом русьским». И беша у него варязи и словени и прочи, прозвашасярусью. Ме же Олег начагородыставити, и устави дань словеном, кривичем и мери ». Летописец Нестор «Повесть временных лет» С. 8-9, (описание приведено Константином Багрянородным)

Как известно, Олег обманом заманил в свою западню правителей Киева Аскольда и Дира и учинил над ними расправу. Видимо, это не выдумка летописца, поскольку в одном из анонимных хазарских документов X в. так называемом Кембриджском документе, или тексте Шехтера (по имени первого публикатора), мы можем прочесть несколько загадочное упоминание о некоем «царе русов» Хельгу, обманом захватившем город Самкарая: «И ещё, в дни Иосифа царя [хазарский царь (ок.920-960 гг.)] гонение обрушилось во время дней Романа [Роман I Лакапин, византийский император (919-944 гг.)] злодея. Когда это стало [известно] моему господину, он избавился от многих христиан.

Сверх того, Роман (злодей) послал большие дары Олегу, царю Русии, побуждая его на его собственную беду; он пришёл ночью к городу Тмутаракань и взял его воровским способом, потому что его начальника, вождя войска, тогда там не было. Тогда сказал Олег"Воистину, Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах, "если это так, то иди и воюй против Романа, как ты сражался против меня, и я отступлюсь от тебя, но если нет, тогда здесь я или умру, или пока жив, буду мстить за себя".

И пошёл он против своей воли и воевал против Константинополя на море четыре месяца. И пали там его мужи доблестные, так как македоняне победили его благодаря (греческому) огню. Он бежал, и, постыдившись вернуться в свою (собственную) страну, он бежал морем в Персию, и там он и всё его войско пало. Тогда Русь была подчинена власти казар» Текст Шехтера - анонимное хазарское послание .

Самбатисом («городом-границей») Константин Багрянородный называет Киев. Видимо, тот же смысл имеет и топоним Самкерц (Самкарая) в процитированном документе. Это событие положило начало существованию своеобразного «объединения» новгородских и киевских земель, к которым впоследствии были присоединены племенные земли древлян, северян и радимичей. «По размаху своей деятельности и стратегической мысли,-- считают А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов и Г.С. Лебедев,- Олег далеко превзошёл своего предшественника. Он впервые создал межплеменную славяно-варяго-чудскую армию и, предприняв в 882 г. невиданный по составу его участников поход, окончательно объединил северную (Верхнюю) и южную (Низовскую) Русь в единое государство со столицей в Киеве». Удивительным это объединение было потому, что земли, вошедшие в него (новгородские и киевские), не имели общей границы. Кроме того, их разделяло несколько сотен километров непроходимых лесов и болот. Сюда следует прибавить уже упоминавшиеся различия в культуре, языке, антропологическом типе и этнической принадлежности населения этих территорий. Естественно, пока не могло быть речи и о единых «экономическом», «правовом» пространствах. Но существовало нечто, реально соединявшее указанные земли, а именно торговые пути между Востоком и Западом, европейским Севером и Югом, проходившие по землям восточных славянКирпичников А.Н., Дубов Н.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы / Пер. с нем., под общей ред. Мельниковой Е.А. М., 1986.

В.Я. Петрухин пишет: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI века по этому пути из стран Арабского Халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет - дирхемов.

Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора -- "озеро Нево"), коих нет на Днепре. Самое большое торгово-ремесленное поселение на этом пути, существовавшее уже с середины VIII века,-- Ладога. С этого времени в Ладоге и её окрестностях бок о бок жили скандинавы, славяне и финны (последних славяне звали "чудь"). Летописец Нестор знал, что путь на Восток, на Каспий и в Хорезм (Хвалисы) шёл по Волге, параллельно Днепровскому пути. Более ранний автор, восточный географ Ибн Хордадбех, описавший все известные ему "пути и страны" в 40-е годы IX века, позднее, уже в 80-е годы, добавил к своему труду маршруты купцов-русов -- первое упоминание торговых путей Восточной Европы. Эти купцы везли бобровые и чернобурые меха и мечи из "отдаленных славянских земель к морю Румийскому", и там с них брал десятину властитель Рума (Константинополя) - столицы Ромейской (Византийской) империи. Другой маршрут проходил по "реке славян", которую большая часть исследователей считает Доном; оттуда купцы шли к Хамлиджу - столице Хазарии (одно из названий Итиля), где платили десятину правителю хазар. Потом они направлялись на Каспий и далее - караванным путем до Багдада. Там русы называли себя христианами, чтобы уменьшить размер пошлины, а переводчиками им служили славянские рабы. Торговый путь, ведущий на Каспий, был, судя по всему, хорошо известен восточному географу. Маршрут же, по которому русы шли к Румийскому (Средиземному) морю, был ему незнаком: возможно, это первое упоминание «Пути из варяг в греки». Контроль над этим важнейшим торговым путём, видимо, пытался установить Хазарский каганат. Согласно Б.А. Рыбакову, «хазары взимали торговые пошлины в Керченском проливе (которым широко пользовались русы) и в Итиле на Волге, через который проходили маршруты разных славянских купцов.

Однако взять в свои руки русскую внешнюю торговлю и сделать её транзитной с выгодой для себя хазары не смогли» Петрухин В. Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации / / Путь из варяг в греки и из греки…: Каталог выставки. М., 1996. С. 9.. Не исключено, что именно действия хазар в этом направлении подтолкнули скандинавских купцов к поискам новых торговых путей - в обход территорий, которые контролировал Каганат. В X в. ситуация изменилась. Если прежде торговые караваны, шедшие в Скандинавию с юга, продвигались преимущественно по маршруту: Дон -- Ока -- Верхнее Поволжье -- Балтика, то теперь основной торговой магистралью становился Днепр. Как пишут авторы книги «Русь и варяги: русско-скандинавские отношения домонгольского времени» А.Н. Кирпичников, И.В. Дубов и Г.С. Лебедев. «в середине X столетия происходит ощутимый сдвиг в соотношении интересов киевских "русов". Успешные походы Святослава на Волгу в 964-965 гг. привели к уничтожению Хазарии, ослаблению Булгара; Волжский путь теряет былое значение, вскоре прекращается и поток арабского серебра. Уже в 950-х гг. Днепровская магистраль становится главной транспортной артерией Киевского государства, и она активно используется для укрепления феодальной администрации, создания сети погостов и становищ, новых городов и крепостей. Русское боярство, основной инициатор этой землеустроительной работы, без особого энтузиазма относится к воинственным замыслам Святослава и его соратников (в числе которых один из последних знатных варягов, воевода Свенельд), героических хищников, бесстрашно рыщущих в поисках "чюжея земли". В дунайских походах и на Крарийской переправе гибнут наиболее активные представители этой воинской силы "героической поры" становления Киевской Руси» . Этот новый торговый маршрут принято называть «Путем из варяг в греки». Подробное описание его южной части приведено Константином Багрянородным в уже процитированном фрагменте. Полностью же весь маршрут изложен в недатированной части «Повести временных лет» (откуда он и получил своё название. Именно вокруг него начало оформляться ядро тех земель, которые попрошествии недолгих лет составили Древнерусское государство. Естественными центрами объединения земель стали Новгород и Киев, контролировавшие крайние точки «пути из варяг в греки»Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги… С. 233-234.

Упоминавшиеся нами ранее А.Н. Кирпичников и другие ученые отмечают, что «главными центрами были Новгород и Киев, расположенные, как в эллипсе, в двух «фокусах» области, втянутой в «торговое движение» «Путь изваряг в греки» - ось не только политической карты, но и политической жизни Киевской Руси. Её единство крепко, пока оба конца пути в одних руках»Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги… С. 233-234..

Синхронность первых сведений о «Пути изваряг в греки» с распространением норманнских погребений на территориях, заселенных восточными славянами, заставляет предположить, что возрастание роли нового торгового пути из Балтики в Черное море было как-то связано с активизацией в этом регионе варягов. Вопрос лишь в том, какой из этих процессов первичен, а какой -- вторичен.Анализ археологического материала, проведенный только что цитированными авторами, показывает, что:

«феодальная, иерархически построенная организация "росов", возглавленная "великим князем русским" ("хакан-рус" арабских источников), подчинявшимися ему "светлыми князьями" (главами племенных союзов) и "всяким княжьем" отдельных племен, опиравшаяся на "великих бояр" и "бояр", на многочисленных вооруженных мужей и гостей-купцов, то есть тех самых "русинов" "Русской Правды", статус и безопасность которых обеспечивало великокняжеское законодательство, превратила Волховско-Днепровский путь в главную политико-административную магистраль Древнерусского государства, обустроенную новыми крепостями, опорными базами феодальной власти.

Если говорить о варягах, роль их была сугубо служебной и недолгой. Так, близ Чернигова в первой половине X в. появляется укрепленный военный лагерь, контролировавший подходы к этому, второму по значению центру Среднего Поднепровья (судя по многочисленным курганным кладбищам с монументальными насыпями в городе и его округе, ключевые позиции здесь занимала местная, черниговская боярская знать). Городище у села Шестовицы, в 12 км от города, связано с курганным могильником. Материалы 130 погребений, систематизированные в последние годы, свидетельствуют, что на кладбище, наряду со славянскими, имеются захоронения варяжских дружинников. На городище, очевидно, была дислоцирована дружина киевского великого князя, в составе которой служили и варяжские воины»Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги… С. 233-234

Вспомогательная, второстепенная роль дружинников скандинавского происхождения подчеркивается и другими исследователями. Они действуют не самостоятельно, а лишь в составе княжеского войска. Иными словами, контроль над новым торговым путем устанавливают не скандинавы, а местные, восточнославянские князья (пусть даже скандинавских «кровей»), опиравшиеся на силу своих дружин.

После захвата Киева Олег провел ряд походов. В результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, которые собственно и составляли «Путь из варяг в греки»:

«В лето 6391. Поча Олег воеватидеревляны, и примучив а, имаше с них дань по черной куне.

В лето 6392. Иде Олег на северяне, а победи северяны, и въездожи на нь дань легьку, и не даст им козаром дани платити, рек «Аз им противен, а вам не чему».

В лето 6393. Посла къ радимичем, рька: «Кому дань даете?». Они же реша: «Козаром». И рече им Олег: «Не дайте козаром, но мне дайте». И въдашаОльгови по щьлягу, яко же и козаромдаяху. И беобладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а съ уличи и теверциимяше рать» Нестор,Повесть временных лет. С. 14

В заключении названные авторы пишут:

«деятельность варягов на этом пути в целом подчинялась интересам и целям Древнерусского государства. Этот вывод подкрепляет вся совокупность вещественных и письменных источников, в том числе-- качественно новых, выявленных в самое последнее время»Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги… С. 234