logo
Фаворитизм как явление русской истории времен Алексея Михайловича Романова

3.1 Борис Иванович Морозов (1590--1661)

Борис Иванович Морозов-- русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Старший сын Ивана Михайловича Глухого Морозова и внук известного воеводы, боярина Михаила Яковлевича Морозова.

В 1615 году Морозов был взят «на житьё» во дворец. В 1634 году возведён в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Вероятно этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.

Он владел 55000 крестьян и рядом производств железа, кирпича и соляными промыслами.

Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года. В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны, Аптек и Налогов).

Покровительство недостойным родственникам, введение новых податей и откупов вызвали в московском народе возмущение против Морозова. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил зарплаты служащим и ввел высокий косвенный налог на соль. Эти меры вызвали народные выступления в мае 1648 года. Повстанцы требовали головы Морозова. Его ближайшие помощники, Траханиотов и Ларионов, были убиты, сам он едва спасся в царском дворце.

Царь вынужден был удалить своего любимца, -- Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову. Через четыре месяца Морозов вернулся в Москву.

По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении, вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание. В то же время, в 1649 году, Морозов принял активное участие в подготовке Соборного уложения, Свода законов, который просуществовал до 19 века.

Морозов все время был при царе. При выступлении в поход на Литву в 1654 г. царь пожаловал Морозова высшим военным званием -- дворовым воеводою, начальником над «полком государевым».

Когда Морозов умер в 1661 году, царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими.

3.2 Одоевский Никита Иванович(1605-1689)

Рано лишившись отца, он с самого раннего возраста был уже на службе: в 1618 году, во время осады Москвы войсками королевича Владислава, он был в свите царя в звании стольника и, хотя по своей молодости ещё не был записан в действующее войско, но по природному молодечеству являлся во время тревог и принимал участие в стычках с поляками, за что и было ему пожаловано его поместье в вотчину. После этого, он продолжал придворную службу: по своему званию стольника «смотрел в столы» во время торжественных царских обедов, ездил в качестве рынды с царем по окрестным монастырям, участвовал в чине обеих свадеб царя Михаила Фёдоровича.

В 1645 году умер царь Михаил Фёдорович, и на престол вступил Алексей Михайлович. Одоевский занял сразу видное положение в составе нового правительства; он находился, по-видимому, в близких отношениях к Морозову, был женат на родственнице царя Евдокии Фёдоровне Шереметевой, стоял близко и к самому царю, с которым был даже в переписке; словом, считался одним из виднейших вельмож этого времени. Тотчас же по смерти царя Михаила Фёдоровича он получил приказание привести к присяге новому царю всю боярскую думу, весь двор и всех жителей Москвы, а в день венчания царя на царство был пожалован в ближние бояре. Зиму этого года он провел в Москве, а 1 февраля 1646 года получил почётное назначение на пост главного воеводы в Ливны -- руководить защитой южных границ Московского государства от возможного нападения крымцев. На этом посту Одоевский оставался до 1647 года, пока не был отозван в Москву.

По смерти царя Фёдора Алексеевича, в правление царевны Софьи, Одоевский сохранил свое почетное положение при дворе вместе с председательством в Расправной Палате, хотя в делах приказов он уже не упоминается. Старость и утомление сказываются в его деятельности, и этим объясняется тот факт, что в грамотах и документах того времени всё реже и реже встречается его имя. Лишь изредка, в некоторых особенно важных церемониях появляется престарелый боярин и занимает первое место в главном составе правительства, в котором, к тому времени, в звании бояр, заседали уже его внуки. Умер князь Никита Иванович 12 февраля 1689 года и был похоронен в семейной усыпальнице рода князей Одоевских, в Троице-Сергиевской лавре.