logo
"Черные сотни" - опора самодержавия в борьбе против демократических движений в России в начале XX века

2.1 Взгляды различных авторов на деятельность “черных сотен”

Взгляды исследователей на деятельность правоконсервативного, как и любого другого, движения не были однозначными. Исследуя работы современных авторов нельзя не отметить длительного воздействия на освещаемую тему советской цензуры. Все широкодоступные материалы характеризуют правомонархический лагерь как великодержавных шовинистов и антисемитов, разгонявших митинги, проводивших еврейские погромы установивших режим террора в отношении революционеров.

Подобная позиция просматривается в публикациях Сергея Александровича Степанова, где черносотенное движение представлено как “революционеры справа”. Доктор исторических наук, автор многочисленных статей по истории черносотенства, Степанов рассматривает членов праворадикального движения как воинствующих националистов, прикрывающихся ширмой христианского милосердия. Описывая методы борьбы крайне правых С.А.Степанов особое место отвёл “охранительному террору”, характеризуя его как зеркальное отражение методов, применяемых революционерами. С.А.Степанов убеждён также и во взаимодействии ультраконсервативного крыла монархистов с правительством, описывая это взаимодействие как дотирование деятельности черносотенных союзов и негласном одобрении проводимых ими погромов. Утверждая активное участие правомонархистов в погромах, автор описывает почти легальное существование боевых дружин чёрной сотни во многих городах Российской империи, их состав, иерархию и даже вооружение, основным источником поступления которого считает арсеналы жандармерий. Крах ультраправого движения, по мнению Степанова, стал результатом удара, нанесённого по репутации черносотенства чередой обвинений в политическом экстремизме. Резонанс, вызванный убийствами членов партии кадетов М.Я. Герценштейна и Г.Б. Иоллоса и покушением на экс-премьера С.Ю.Витте, вынудил правительство вмешаться в ход расследования: виновные были осуждены, а затем помилованы государем.

В монографиях Максима Львовича Размолодина - историка, посвятившего много работ изучению идеологических основ черносотенства - крайне правое движение отождествляется с русским консерватизмом. В ходе детального изучения программ правомонархических союзов М.Л.Размолодин пришел к мнению о невозможности классифицировать правопатриотические организации как партии, в силу отсутствия в их программах стремления к завоеванию, удержанию государственной власти и участию в ее осуществлении, что является главной задачей политической партии. В качестве критериев, позволяющих отнести организацию к черносотенным, М.Л.Размолодин рассматривал отношение к самодержавной монархии и Русской Православной Церкви в их программах. Не отрицая существования черносотенного национализма, Размолодин считает его вынужденной, не свойственной православному человеку, мерой, вызванной стремлением сохранить традиционный уклад. Православная культура, по мнению автора, не совместима с расизмом и ксенофобией, но имел место протест против пагубного влияния множественных идеологий национальных меньшинств на русские духовно-культурные ценности. М.Л.Размолодин активно отстаивал непричастность консервативного движения к организации и проведению еврейских погромов, считая, что подобные “заслуги” приписаны движению недобросовестными исследователями.

Наиболее сложными оказались труды Вадима Валериановича Кожинова, который будучи крупным литературоведом, исследовал не столько само черносотенное движение, сколько биографии его приверженцев. Вместе с тем В.В.Кожинов даёт положительную оценку действиям правомонархического движения, считая их единственными, кто объективно оценивал угрозу резких либеральных реформ. Черносотенцев считал частью самого высококультурного слоя России, а возрождаемые ими идеи видел результатом осмысления русской национальной элитой места России в новых социально-экономических отношениях с прогрессивным Западом. В.В.Кожинов, причисленный современниками к отрицателям Холокоста, не признавал антисемитизма в черносотенном движении, а возникшие между правомонархистами и евреями взаимоотношения классифицировал как разногласия на экономической почве. Еврейские погромы описывал бескровными, навеянными западной модой, стычками.