logo
Царская власть Александра и его оппозиция в греко-македонской среде

Введение

Александр Македонский - фигура, перекроившая Древний Мир. Его недолгое царствование ознаменовало собой период конца доэллинистического периода на большой территории Ойкумены того времени. Никому до него не удавалось объединить под своей властью столь огромные территории, соединить Восток и Запад в одном большом государстве, пусть и на короткое время. Несмотря на скорый распад, это политическое образование оставило неизгладимый след как в общей истории, так и в истории каждой страны, входившей в её состав или зону влияния. В исторической традиции принято деление на «до» и «после Александра Македонского».

Событиям, произошедшим в данное время, даются очень противоречивые оценки. Действительно, следует ли рассматривать результаты его похода как прогрессивные, как резкий качественный рывок в развитии стран Древнего Востока, вошедших в сферу влияния идей, порождённых эллинистическим миром? Или, возможно, следует говорить о заимствованиях Запада? Означает ли победа греческого мира доказательство истинности его философских наработок в области его концептуальной идеи - совершенного государственного устройства и системы управления или наоборот - имеет смысл говорить об опровержении теорий Аристотеля реальной политической практикой? По этим вопросам написано уже немало научных работ, но исчерпывающий ответ до сих пор не получен.

Нет сомнений, что Александр Великий был великим в полном смысле этого слова. Харизматичный военный лидер, жёсткий и расчётливый политик он являлся и ярчайшим носителем философских и идеологических установок своего времени. Причем элитарной и вместе с тем специфической их части. Поэтому весьма интересно рассмотреть как политическую, так и идеологическую стороны его властного статуса, как реальные факты и события согласовывались с его собственными понятиями о том, какой должна быть царская власть, какие настроения господствовали в его окружении, прошедшем с ним от Македонии до Индии, как на происходящее реагировала греко-македонская среда.

Современный интерес представлен прежде всего исследованием диалектики демократического и деспотического образа правления, а так же вопросом о степени исторического детерминизма пути развития.

Постановка проблемы

Данная работа была написана, чтобы осветить не только политическую, но и идеологическо-философскую сторону процесса формирования и развития царской власти Александра Македонского, а так же рассмотреть предпосылки и ход формирования оппозиционных сил в греко-македонском окружении. Так же, как и сам Александр, его приближённые являлись носителями особой, классической эллинистической культуры, во многом противопоставляемой культурам Востока. На этой относительно однородной почве рождались совершенно разные, порой даже противоположные, идеи. В то же время, породившая её античная полисная система находилась в состоянии глубокого структурного кризиса.

Александр Македонский, пытаясь создать величайшую империю, вне всякого сомнения, руководствовался определённой системой политико-управленческих знаний, всегда, а особенно в рассматриваемый период, тесно связанных с философией. Поэтому логично предположить, что многие его действия, а также осмысление им своего царского статуса, проходили в рамках единой, индивидуальной философской системы и выбранной концепции развития мировой державы. Однако представители его греко-македонского окружения также руководствовались своими понятиями о должном, значительно более согласованными с господствующим в то время учениями Аристотеля и Платона.

Если стараться объективно оценивать уровень развития системы общественного знания в тот период, можно отметить его однобокость и существенную неразвитость по сравнению с современными достижениями гуманитарных наук. Максимального развития достигла философия, но о наличии социологии, экономики и пр. говорить нельзя. Следовательно, нельзя говорить и о принципах управления и принятия политических решений, опирающихся на методы, выработанные в более поздние периоды. Если история данного периода имеет прецеденты, в которых, как нам кажется, мы видим признаки их использования, то не следует относится к ним как к доказательству применения используемых сегодня методов. Древние политики руководствовались тремя вещами: политическими традициями предшественников, своей политической интуицией и, что характерно по большей части для древнегреческого мира, философскими разработками. И Александр Великий, как и окружавшая его элита, не стал исключением.

Таким образом, освещение царской власти Александра Македонского и его оппозиции в греко-македонской среде под идейно-философским углом является достаточно объективным методом объяснения происходивших в то время узко внутриполитических процессов. Внимательно рассматривая конфликты конкретных людей или группировок, мы получаем возможность гораздо шире раскрыть идеологическую основу общества того времени, а также создать теоретическую основу для гораздо более точного восстановления профессионально-личностного портрета Александра Македонского.

Основными задачами данной работы являются: выяснение пути развития как реального властного статуса Александра, так и его представлений о нём; определения характера изменения влияния аристократических группировок; решить вопрос о сформированности восточной деспотии к концу правления Александра; определить меру взаимовлияния культур Запада и Востока в системе общественного знания с области государственного управления.

Обзор источников. Сразу следует отметить специфичность источников по истории данного вопроса. Прежде всего она заключается в их тенденциозности и большом количестве содержащихся в письменных текстах стереотипов. Все источники, которые я считаю необходимым использовать в написании данной работы, можно разделить на три группы: современные описываемым событиям, написанные в более позднее время и философские трактаты предшествующие и синхронные с исследуемыми событиями.

Источники первого типа в оригинальном виде до нас не дошли - они сохранились только фрагментарно в буквальном изложении или переложении более поздних авторов. Вот основные из них:

Эфемериды. Это своего рода «дворцовый журнал» или дневник при дворе Александра. На них ссылаются многие античные авторы. Предполагается, что после смерти Александра они перешли к Пердикке, а потом - к Птолемею Лагиду. Однако их подлинность подвергается серьезным сомнениям со стороны научной среды. В частности, не являются ли они литературным произведением более позднего периода? Пока источниковеды склоняются к отрицательному ответу на этот вопрос.

Переписка Александра. Сохранилось довольно большое количество писем, как написанных Александром (Олимпиаде, друзьям, официальным лицам, Дарию и пр.), так и адресованных ему. Проблема заключается в необходимости отличать аутентичные документы от подделок более позднего времени, принимая во внимание, что для Древней Греции письмо - распространённый жанр литературного творчества. Таким, к примеру, является «Письмо Аристотеля к Александру о политике по отношению к городам», созданное в раннеэллинистический период с целью защитить память Аристотеля, основателя перипатетической школы.

«Гипомнемата». Своего рода «политическое завещание» Александра Македонского, наиболее полно включенное в сочинения Диодора.

Каллисфен. Являясь официальным историографом похода, он создал труд «Деяния Александра», носящий явно апологетический характер и панэллинские тенденции. В его труде находят отражение события до битвы при Гавгамеллах и нет следов идеологических разногласий. В тексте многие историки (например, Полибий о сведениях о битве при Иссе) находят много нелепостей. Многие критические замечания по этому источнику явились следствием того, что он не дошёл в оригинале.

Харет из Митилены. Написал труд под названием "Истории об Александре", состоящмй как минимум из десяти книг. Это специфический источник, так как в отличие от прочих, его автор фокусировал своё внимание не на большой политике или военной составляющей похода, а на внутренних, придворных аспектах. В его сочинениях особо интересными являются фрагменты об убийстве Клита, проскинесисе, заговоре пажей, свадьбе в Сузах. Он был церемониймейстером Александра и описывал придворные события, но уже после взятия Персеполя. На него ссылаются многие историки античности.

Онесикрит. Был кормчим во время плавания по Инду, ученик Диогена. Его сочинения довольно детальны, но касаются только Индии. Отношение историков к нему опять же во многом противоречиво, но большинство считают его сочинения весьма правдивыми.

Неарх. Близкий друг Александра, пишет об Индии (вероятно, остальное не сохранилось). В его сочинениях можно найти бесценные сведения о психологическом портрете царя. Его труд считается самым правдивым.

Птолемей Лагид. Также, как и Неарх - один из друзей Александра. Написал свои труды о нём уже во время правления Египтом. Придавал большую важность идеологическому обоснованию величия Александра, а также и собственной власти, стараясь подчеркнуть её легитимность. Его труд стал основой «Анабазиса» Арриана.

Аристобул. Вероятно, он пользовался большим доверием Александра. Однако не все историки соглашаются с тем, что его сочинения - свидетельство очевидца - многие настаивают, что он многое переписал у других авторов.

Клитарх. Автор, находившийся в сильной зависимости от Лагидов со всеми вытекающими из этого факта последствиями: он не мог писать ничего, что противоречило бы их воле. В его произведении «Об Александре» приведено значительно больше, чем в иных, сюжетов, тесно переплетённых с художественным вымыслом. Например, о встрече Александра с царицей амазонок или о сожжении дворца в Персеполе гетерой Таис Афинской. Часто Александр представлен кровавым тираном. Из положительных сторон следует особо отметить то, что оно написано раньше произведений Аристобула и Лагида, а также его популярность в древнее время и раннее начало проверки фактов источника (ещё древними авторами). Многие историки считают его создателем "вульгаты" - романтической традиции об Александре, проявившейся во многих сочинениях античных авторов.

Теперь пару слов о концепциях зависимости источников друг от друга. Здесь выделяют идеи И. Дройзена (Клитарх - Птолемей - Аристобул), а также следующие линии: Птолемей+Аристобул - Арриан, и Клитарх+Каллисфен - Диодор, Курций, Юстин. Присутствуют многочисленные ссылки на произведения "неизвестных греческих солдат", как вспомогательные свидетельства.

Свидетельства афинских ораторов. А именно - дошедшие речи Демосфена, однако в процессе их исследования встаёт проблема об их аутентичности и датировке. Если подлинность некоторых не подлежит сомнению, то другие вызывают серьёзные споры историков, а третьи и вовсе признаны более поздними подделками. Однако именно в них раскрываются проблемы сложного противостояния ведущих идей полисной системы и реалий относительно централизованного государства.

Эпиграфические источники и нумизматические материалы. Первые наиболее полезны в вопросах восстановления политических отношений македонцев и греков, но и есть и надписи малоазийского происхождения. Последние проясняют экономическую ситуацию того периода.

Вторичные источники - обычно выделяют 5 основных трудов по истории Александра Македонского, традиционно разделяемых на антимакедонские (Диодор, Юстин, Курций) и апологетические (Арриан, Плутарх):

Диодор Сицилийский, XVII книга его сочинений. Он не называет своих источников и ведёт повествование от первого лица, изредка ссылаясь на безличные авторитеты. Проблема исследования этого источника не решена по сей день и является объектом оживлённых споров в научной среде. Распространено мнение, что Диодор широко использовал сочинения Клитарха и Аристобула. В историографии изучения этого источника также присутствуют попытки выяснить, был ли Диодор только компилятором более ранних источников или же проявил себя творческим вкладом в изучение истории Александра Великого. Автор интересуется политической, прежде всего военной, историей. В его сочинении отсутствуют многие подробности жизни Александра, не связанные с этими сферами. В ряде случаев сочинения Диодора расходятся с другими источниками. Развернутой характеристики Александра Диодор не даёт.

Помпей Трог, чьё сочинение дошло до нас лишь будучи сильно сокращённым и изменённым в явно морализирующем ключе Марком Юнианом Юстином, написал историю человечества от древнейших, легендарных времён до современных ему дней. Александру были посвящены XI и XII книги. В них он предстаёт далеким от идеалов Греции: двуличным, коварным, жестоким тираном. Многое в этой позиции объясняется стремлением Помпея Трога согласовать имеющиеся факты с собственной исторической концепцией, а именно: доказать негативное влияние имперской стадии на нравы людей и царей. Но источники Трога (Юстина) сообщают информацию, которую невозможно найти у других авторов.

«История Александра Македонского» Квинта Курция Руфа - единственное дошедшее до нас, хотя и не полностью, латиноязычное произведение, полностью посвящённое Александру. Вероятно, его источниковой базой являлись труды Клитарха, Каллисфена, Птолемея и Тимагена через переработку неизвестного автора-посредника. Это произведение пронизано этико-философскими идеями римской эпохи. Интересно рассмотрение Курцием эволюции характера Александра в ходе его победных завоеваний. Его личность описана со всей сложностью. Также достаточно подробно описаны и многие детали внутриполитической борьбы при царе.

Плутарх создал морализирующее произведение «Сравнительные жизнеописания», во многом имеющее признаки полноценного исторического труда. В ряде многих исторических личностей, описанных данным автором, был и Александр Македонский. Особенно интересен тот факт, что автор не задаётся целью написать биографию героя - он старается описать характер. Вопрос о том, к каким источникам обращается Плутарх, также довольно интересен: он приводит 25 авторов и несколько писем, но мы не можем утверждать, что он работал с ними в оригинале или же использовал сведения «из вторых рук». Александр здесь во многом идеализирован, так как сам формат произведения обязывал автора сделать его героем.

Флавий Арриан. Созданный им «Анабасис» долгое время считался лучшим источником по истории Александра, во многом благодаря широкой образованности самого Арриана, а также его высокой требовательности к своим источникам. Наиболее достоверными он считает труды Птолемея и Аристобула, которые и использует в качестве основных источников. Она и при таком тщательном отборе источников в его труде присутствует большое количество ошибок и несогласованностей, в появлении которых повинен не только Арриан, но и авторы его источников. Несмотря на это, «Анабасис» всё же является одним из богатейших источников об Александре Македонском.

Теперь следует рассмотреть источники третьей группы: философские трактаты, предшествующие и синхронные с исследуемыми событиями. Разумеется, древнегреческая философская мысль оставила за собой чрезвычайно богатое наследие и не только исследовать, но и давать краткое описание всех их - не в рамках этой работы, хотя они без сомнения оставили существенный вклад в формирование греческого мировоззрение того периода. Ограничусь краткой общей характеристикой двух авторов:

Аристотель. В его философских трактах содержится информация как и об объективно существующих общественных реалиях того времени, так и о том, что должно быть, если мы берёмся обсуждать идеальное общественное устройство. Аристотель имел личный контакт с Александром и, даже более, он был его учителем. Поэтому, говоря о мировоззрении и причинах действий Александра, нельзя не сказать и о таком мощном факторе формирования его идеологических установок как учения Аристотеля. Многое из того, что предпринималось Александром, брало исток целеположения в усвоенных им в детстве понятиях идеального государства и совершенного царя. Кроме того, философская школа Аристотеля имела сильное воздействие на всю общественную элиту того времени, и многие конфликты Александра с его эллинистическим окружением также могут быть рассмотрены через призму диалектического спора.

Сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, получившего в его трудах глубокое философское обоснование. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но на данный момент, это - надёжный источник, многократно подвергавшийся источниковедческому исследованию.

Платон. Друг и оппонент Аристотеля. Своего рода противоположный полюс всей фундаментальной греческой философии. Без привнесённых им идей трудно представить идеологическую основу действий образованного действия. Его труды дошли до нас и выдержали источниковедческую критику.

Обзор историографии По исследуемой теме существует традиционное разделение на западную и советскую историографию. В последней основная масса исследований посвящена выяснению социально экономической сущности происходивших процессов. Наиболее заметными её представителями в данной области исследований являются: А. С. Шофман, С.И. Ковалёв и Ш.И. Шифман.

Западная традиция делает основным объектом своего внимания людей, действовавших в то время, и уделяет большое внимание персональным характеристикам исследуемых персонажей. В данной исследовательской работе широко привлекались труды Ф. Шахермайра, выдающегося учёного западной школы.

Кроме описанного выше разделения можно разделить все труды об Александре Македонском на принадлежащие к апологетической, антиалександровской или нейтральной традиции.

Учитывая специфический угол рассмотрения происходивших событий в данной исследовательской работе, я считаю логичным добавить также разделение научных трудов на отмечающие демократизацию системы управления и фиксирующие усиление деспотизма власти. К первой группе можно причислить, прежде всего, М.Н.Руденко и С.И. Гафурова и А.С. Шофмана, отстаивающих идею постепенного увеличения роли народного собрания. Ко второй - Ф. Шахермайра и И. Дройзена, отмечающих временный подъём роли народного собрания с последующим спадом и всё время повышавшийся властный статус царя.

Наиболее общими трудами по теме, в должной степени освещающими тему исследования, следует назвать работу С. И. Ковалёва «Александр Македонский», а также труды Ф. Шахермайра и Ш. И. Шифмана с аналогичным названием.

Более специализированными, но также охватывающими довольно широкий круг вопросов работами являются труды А.С. Шофмана «Восточная политика Александра Македонского» и «История античной Македонии». Также в эту группу можно добавить М.Н. Руденко «Македонская армия и массовая оппозиция Александру Великому в 334-323».

Наиболее узкоспециализированные использованные публикации: Ковалев С.И. «Александр и Клит» и «Переговоры Дария с Александром и македонская оппозиция»; Корнилов Ю. В. «Царь Азии»; Ранович А. Александр Македонский и греческие города Малой Азии; Фролов Э.Д. «Коринфский конгресс 338/7 г. до н.э. и объединение Эллады» и Маринович Л.П. «Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса)».