logo
Царская власть Александра и его оппозиция в греко-македонской среде

1.1.3.1 Аристотель и его влияние на Александра

Первое положение, подлежащее рассмотрению - о необходимости существования действующей или производящей причины как ключевого фактора свершения любого действия. В специфическом освещении греческого мировоззрения такого рода первопричиной любого действия выступающего Бог или божественная сила, гений, проводником которой может являться человек.

Второе положение - учение о добродетелях. Эта тема красной нитью проходит сквозь все философские наработки Аристотеля, так или иначе касающиеся людей и вопросов социального регулирования и взаимодействия. Только разная степень количества добродетелей, которыми обладает человек, может служить основой для его возвышения из окружающих. На основании этого положения Аристотель выводит концептуальную идею обоснованности и общественной полезности социального неравенства, оправдывая этим рабство, приниженное положение женщин, гипотетическое превосходство над варварами.

Третье положение - отождествление общества с государством и приписывание каждому человеку потребности непосредственно участвовать в принятии политических решений как естественного свойства человеческой природы.

Особенно пристально стоит рассмотреть идеи Аристотеля об идеальном государственном устройстве. Философ считает, что это возможно только в эллинских государствах, «эллинский род … способен властвовать над всеми, если бы он был объединён одним государственным строем», и наоборот - "населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии", "это различие существует и для них полезно и справедливо одному быть в рабстве, другому - господствовать", а "варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Их этих цитат видно, что Аристотель считает в высшей степени правильным создание панэллинского объединения, которое сможет подчинить себе Азию, что и отразилось на идее Александра Македонского о завоевании Азии эллинами.

Интересен подход Аристотеля к системе управления государством. Он считает необходимым введение сложной системы классов и оформление её большим количеством законов, что, по его мнению, должно способствовать установлению добродетели. Большое внимание также уделяется рассмотрению идеальной центральной власти. Аристотель резко разграничивает «правильные» и «неправильные» типы государственного устройства, противопоставляя политии - демократию, аристократии - олигархию и царской власти - тиранию. Царь должен более всего заботиться о благе народа, не допуская вредных излишеств как в общественных мероприятиях, так и в сфере своей частной жизни, для обеспечения поддержки знати прибегая к убеждению, а поддержку народа завоёвывая демагогией. Важно отметить, что Аристотель называет признаки тирании, в дальнейшем ставшие характерными для власти Александра: приглашение иноземцев к своему столу, проведение большей части времени с иноземцами, чем с местными гражданами; почтение льстецов или людей, держащихся унижено; вселение малодушия, взаимного недоверия в подданных; лишение людей политической энергии.

Заслуживает внимания также рассмотрение методов захвата и закрепления в Азии. Война не должна сводиться исключительно к таким хищническим мероприятиям как грабеж или взятие дани, угон жителей в рабство. Гораздо более важным является распространение на захваченных территориях эллинского образа жизни, колонизацию этих земель через основание полисов.