А.В. Суворов - великий русский полководец

реферат

Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.

Когда наступил 1796 год. Суворов по-прежнему возглавлял русские войска, расположенные на юго-западе России. Из Тульчина он внимательно следил за развитием событий на Рейне и в Италии. Он все более склонялся к мысли, что в ближайшем будущем Франция станет противником России. Он справедливо видел в действиях буржуазной Франции захватнические стремления, чему примером служили действия Наполеона в Северной Италии в 1796 г. Русское правительство беспокоила возможность создания враждебной коалиции из государств, во главе которых может стать буржуазная Франция. Между Россией, Австрией и Англией шли переговоры о создании боевой коалиции. В инструкции русскому посланнику в Вене А. К. Разумовскому указывалось: «Сегодня дело заключается в том, чтобы реорганизовать коалицию на других принципах, чем первую, поставив перед нею в виде единственной задачи - задачу принудить французов прекратить свои нашествия, отказаться от побед и вернуться к прежним границам»111 Нарочницкий А.Л. Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г. М., 1946, с.11.1.

Из этого следовало, что дело шло не столько о восстановлении во Франции свергнутой революцией династии Бурбонов, сколько о прекращении завоеваний французской Директории. Когда между Россией, Австрией, Пруссией и Англией шли переговоры о союзе, Екатерина II умерла. Новый царь - Павел I отложил предполагаемый поход Суворова в Европу и занялся укреплением крепостнических порядков у себя в России, Этому служило также установление прусской системы в войсках. Суворов встретил нововведения Павла с негодованием. Особенно раздражали Суворова указания Павла запирать солдат в казармах: «Карейные казармы, где ночью запираться будут, - тюрьма»112 А.В.Суворов. Документы, т.3, с. 573.2 Еще решительнее он осуждал широко применявшиеся побои солдат, унижавшие их достоинство. Всего более возмутил Суворова запрет на введенную в войсках юго-западной России его систему. В то время, говорил Суворов, как «мою тактику прусские принимают, а старую, протухлую оставляют: от сего французские их били» 113 А.В.Суворов. Документы, т.3, с. 572.3, новый царь вводит ее в русские армии.

Положение Суворова осложнилось в связи с возникшим заговором против Павла I. Усиление реакции в конце царствования Екатерины II и при Павле I вынудило дворянских деятелей избрать нелегальные методы борьбы с абсолютизмом. Возникший в 1797 г. Заговор охватил не только дворянство центральных и западных губерний, но и затронул офицерские круги армии Суворова114 Снытко Е.Г. Новые материалы по истории общественного движения конца XVIII века. -Вопросы истории, 1952, №9. 4. В самом Тульчине были офицеры, готовые примкнуть к военному выступлению против Павловского режима. Их возглавлял полковник А.М.Каховский. Он предложил Суворову встать во главе армии для выступления в момент смены лиц на троне. Убеждая в необходимости этого, Каховский говорил Суворову, что за ним пойдет вся армия. Однако полководец не принял его предложения: «Молчи, молчи. Не могу. Кровь сограждан!»115 Цит. По Снытко Т.Г. Указ. Соч., с. 112.5. Сам факт обращения Каховского к Суворову свидетельствует о том, что он сам и его единомышленники не боялись разоблачения с его стороны.

Все это способствовали подаче Суворовым рапорта царю об увольнении в одногодичный отпуск. Павел I сначала отказал Суворову в предоставлении отпуска, а затем приказал ему прибыть в Петербург. Суворов, однако, не поехал в столицу и вместо этого в начале февраля подал рапорт об отставке. Но еще до получения этого рапорта издал указ об увольнении фельд-маршала со службы в армии. Увольнение Суворова вызвало в армии недовольство. В знак протеста в отставку подало несколько десятков офицеров. Часть из них направилась вместе с Суворовым в его имение - Кобринский ключ. Царь посчитал Суворова одним из руководителей политического заговора, при этом руководителем весьма опасным вследствие огромной популярности полководца. Этим только и можно объяснить арест Суворова и ссылку его в Кончанское, а так же установление надзора за офицерами «свиты Суворова». В указе новгородскому губернатору П.П. Митусову говорилось, чтобы они «не имели сношения и свидания с жившим в Новгородской губернии бывшим фельдмаршалом графом Суворовым.

Находясь в ссылке в Кончанском, Суворов наблюдал за ходом политических событий в Западной Европе. К этому времени положение в Европе резко осложнилось. Пришедшая к власти французская буржуазия стала открыто стремится к захвату чужих территорий и порабощении народов. Справедливые оборонительные войны, какие вела буржуазная Франция в первые годы революции, стали перерастать в войны захватнические. Ее экспансия была направлена на Восток.

Итальянский поход Наполеона 1796 г. Завершился захватом Северной Италии.

Французскую буржуазию давно привлекал Египет, являвшийся торговым центром Леванта. Это был пункт, откуда можно было угрожать жемчужине английской короны - Индии. «Недалеко уже то время, - писал Наполеон, - когда мы почувствуем что для того чтобы в самом деле разгромить Англию, нам нужно овладеть Египтом»116 Цит. по: Тарле Е.В. Наполеон. М., 1957, с.576

Суворов внимательно следил за развивавшимися событиями. Особенное беспокойство он проявлял в связи с успехами французских войск в Северной Италии. Он понимал, что Франция эпохи Директории более не является обороняющей страной, а ее стремление утвердится в Северной Италии не принесло итальянскому народу освобождения от австрийского господства. Будучи сторонником национального народа освобождения Италии, Суворов полагал целесообразным возрождение самостоятельности Пьемонта, который в конце концов мог возглавить объединение всего итальянского народа. Суворов считал, что Россия не может оставаться в стороне от бурно развивавшихся событий, и принялся за разработку положений, которые могли лечь в основу стратегического плана войны с Францией.

Итогом размышлений явились заметки, продиктованные 5 сентября генерал-майору Прево-де-Люмиану, прибывшему по поручению Павла I в Кончанское из Петербурга в целях выяснения взглядов Суворова. В них дается оценка военно-политической обстановки и формулируются принципы, которыми должно руководствоваться в борьбе с Директорией. Они сводились к следующим положениям:

«1. Только наступление

2. Быстрота в походе, горячность в атаках холодным оружием.

3. Никакой методичности при хорошем глазомере.

4. Полная власть генералу-аншферу.

5.Атаковать и бить противника в открытом поле.

6. Не терять времени на осаду…

7. Никогда не распылять силы для сохранения различных пунктов.

8. Итак, нужен только обсервационный корпус на Страсбург, еще подвижной корпус на Люксембург; его острие продвинуть с беспрерывными боями до самого Парижа, как главного пункта»117 А.В. Суворов. Документы, т.3, с. 587-588. 7.

Павел не только интересовался мнением Суворова, но даже сделал попытку снова привлечь фельдмаршала к службе в армии. В этих целях к Суворову был направлен его племянник, молодой Андрей Горчаков, состоявший флигель-адъютантом при Павле I.

Ему удалось доказать Суворову необходимость примирения с царем. Однако эта встреча не принесла положительного результата. Суворов требовал свободы действий в армии и не признавал нововведений царя. По этой причине он попросил разрешения вернуться в Кончанское.

Между тем дела австрийских войск в Северной Италии резко ухудшились: они были изгнаны из Северной Италии. Войска Директории стали угрожать непосредственным вторжением на территорию Австрии. Правительства Австрии и Англии обратились к Павлу I с пожеланием поставить во главе союзных войск А.В.Суворова. 6 февраля 1799 года в Кончанское прибыл флигель-адъютант Толбухин с рескриптом царя: «Сейчас получил я, граф Александр Васильевич, известие о настоятельном желании венского двора, чтобы вы предводительствовали армиями его в Италии, куда и мой корпус Розенберга и Германа идут. И так посему и при нынешних европейских обстоятельствах долгом почитаю не от своего только лица, но и от лица других предложить вам взять дело и команду на себя и прибыть сюда для отъезда в Вену». «Теперь не время рассчитываться», - писал в частном письме Павел I.

Суворов дал согласие командовать союзной армией, но при условии предоставления полной свободы действий. Вынужденный дать согласие на это, Павел I сказал: «Веди войну по-своему, как умеешь». Отпуская Суворова, Павел считал, что для него будет безопаснее держать полководца за границей, чем в Кончнском.

В Италии Суворов одержал ряд побед, менее чем за пять месяцев изгнал французов из Северной Италии. Пробиваясь через Альпы на помощь Римскому-Корсакову, еле сдерживающему натиск Массены под Цюрихом, он прибывает слишком поздно и вынужден отступить. Вскоре его вместе с русской армией отзывают в Россию. Заболев еще в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Но и после смерти его преследовала царская немилость. Хоронили полководца не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. За исключением конногвардейцев, гвардию не нарядили на похороны. Ни царь, ни двор на погребении не присутствовали. Но многотысячные толпы народа явились на проводы своего любимца.

Принципы военного обучения А. В. Суворова.

«Наука побеждать».

В лице Суворова мы видели не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила в противоречие с феодально-крепостническим строем, господствовавшим в России во второй половине XVIII в.

Отличительной чертой полководческого искусства А.В.Суворова является то, что в нем главной целью военных действий ставилось уничтожении вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник - неудача; уничтожен - победа»,

Великий Суворов впервые разрешил задачи воинского воспитания в процессе деятельного обучения. Правильное понимание им обучения и воспитания как единого процесса обеспечило ему осуществление задачи - создание непобедимой русской армии.

Содержание обучения, определяемое в суворовских наставлениях, составляло базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания суворовской армии. Обучение шло от простого к сложному, от одиночного к совокупному и базировалось на трех принципах: систематичность, последовательность и непрерывность.

Воспитание нравственных качеств было подчинено задачи формирования у солдат и офицеров воли и твердого характера. Стержнем воспитания явилось формирование тех качеств, которые определили сознательность, храбрость и мужество суворовских чудо-богатырей.

Суворовская «Наука побеждать» величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. А. В. Суворов завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа, малой кровью одержанная.

Идеи Суворова были развиты в русской армии и во второй половине XIX в. М.И. Драгомировым, выступившим неутомимым пропагандистом суворовской системы.118 Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956.8

С новой силой Суворовские принципы зазвучали в советское время в дни Октябрьской революции. Основные положения «Науки побеждать» были включены В.И.Лениным в «Книжку красноармейца», составленную Высшей военной инспекцией. Последний раздел служебной «Книжки красноармейца» содержит материал, определяющий боевое и политико-моральное воспитание красноармейцев. «Наука побеждать» изложена в основном близко к тексту высказываний Суворова. Редакционные изменения были сделаны в целях приближения его к задачам современности и превращались в лозунги-обращения.

«Наука побеждать»

1. Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.

2. Всякий воин должен понимать свой маневр.

3. Тяжело в учении - легко в походе; легко в учении - тяжело в походе.

4. Стреляй редко, но метко, штыком коли крепко.

5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.

6. Граждан Республики не обижай. Солдат не разбойник.

7. Три военные искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.

8. Ученье - свет, неученье - тьма; дело мастера боится.

9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - победа.

10. Негоден тот солдат, кто отвечает: «Не могу знать». Проклятое «не могу знать», от «немогузнайки много-много беды»

После этой части в «Книжку красноармейца» включены 10 правил-афоризмов под заголовком «Помни»

1. Сам погибай - товарища выручай (а товарищ в беде выручит)

2. Не бойся смерти; тогда наверное побьешь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

3. Никогда не отбивайся, а всегда сам бей, одними отбивами врага не одолеешь.

4. Тебе трудно, но и неприятелю не легко (а начнешь его бить - ему и совсем невмоготу станет и скорее пардону запросит).

5. Откуда бы враг ни появился, его всегда можно достать либо пулею, либо штыком. Чем сподручнее, тем бей; а терять голову от того, что враг появился не оттуда, откуда ожидали, а сбоку или сзади, - значит самому лезть к нему в петлю.

6. В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

7. Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

8. Пока идет бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьешь врага - всем сразу легче станет: и раненым и здоровым.

9. Не удалось одолеть врага сразу, лезь на него в другой, третий, четвертый раз и так без конца, пока не одолеешь его (потому что и он тебя в покое не оставит до тех пор, пока не докончит совсем).

10. С толком, но смело лезь вперед (скорее побьешь врага и скорее тебе легче станет)»119 Книжка красноармейца. М., 1918, с. 107 - 108.9

Делись добром ;)