logo
А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик

Роль семьи в формировании его характера

Андрей Дмитриевич Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве. Большое влияние на формирование человека, его взглядов, отношения к другим людям, выбор профессии, да и на его позицию в жизни всегда оказывает семья. Так было и у А.Д.Сахарова, семья которого сосредоточила в себе род характерных признаков и особенностей нашего народа, была как бы малым отражением исторического развития отечественной интеллигенции.

Мама А.Д.Сахарова, Екатерина Алексеевна (до замужест-ва Софиано) родилась в декабре 1893 года в Белгороде, Дедушка Алексей Семенович Софиано был профессиональным военным, артиллеристом. Среди его предков были обрусевшие греки - отсюда греческая фамилия - Софиано Мама получила образование в Дворянском институте в Москве. 2 Сахаров А.Д. Воспоминания. С.4-5.

Семья отца отличалась от мами-ной. Дед отца Николай Сахаров был священником в пригороде Арзамаса в селе Выездное, и священниками же были его предки на протяжении нескольких поколений. Там же. С.6. И мама, и большинство других родственников А.Д.Сахарова были глубоко верующими людьми. Это, безус-ловно, оказывало влияние на Андрея Дмитриевича, сам он в дет-стве также посещал Церковь, однако, как он сам вспоминал, "лет в 13 я решил, что я неверующий - под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неяв-ного... Сейчас я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные Церкви (особенно те, которые сильно сращены с государством и отличаются, главным образом обря-довостью или фанатизмом и нетерпимостью). В тоже время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным. Там же. 1990. № 10. С.5.

Следовательно, А.Д.Сахаров постепенно пришел к своему, качественно новому восприятию мира и места религии в нем.

Дед А.Д.Сахарова Иван Николаевич Сахаров был десятым ребенком в семье и единственным, получившим высшее (юридичес-кое) образование. Дед уехал учиться в Нижний Новгород в ста километрах от Арзамаса. Иван Николае-вич стал популярным адвокатом, присяжным поверенным переб-рался в Москву и в начале века снял ту квартиру, где позже прошло детство А.Д.Сахарова. И.Н.Сахаров был челове-ком либеральных (по тем временам и меркам) взглядов. Среди знакомых семьи были такие люди, как В.Г.Короленко, известный адвокат Ф.Н.Плевако, писатель П.Д.Боборыкин. Сахаров А.Д. Воспоминания. С.6.

Интересным представляется тот факт, что И.Н.Сахаров в 1906 г. был редактором большого коллективного издания "Против смертной казни" (Сборник статей под редакцией М.Н. Гернета, О.Б. Гольдовского и И.Н. Сахарова, М. ,1906г.). Сам Андрей Дмитриевич указывал, что "эта книга, которую я читал ещё в детстве, произвела на меня глубокое впечатление. По существу, все аргументы против института смертной казни, которые я нашел в этой книге (восходящие к Гюго, Толстому, Короленко и другим выдающимся людям прошлого), кажутся мне не только убедительными, но и исчерпывающими и сейчас.

Я думаю, что для моего деда участие в работе над этой книгой явилось исполнением внутреннего долга и в какой-то мере актом гражданской смелости". Там же.

Таким образом, А.Д. Сахаров, придерживаясь впоследствии мнения о необходимости отмены смертной казни, в известном смысле продолжил линию своего деда И.Н. Сахарова.

Бабушка А.Д. Сахарова Мария Петровна Сахарова (Домуховская) была дочерью сильно обедневшего смоленского дворянина. Судя по фамилии, в ней была какая-то доля польской крови. Она была человеком высоких душевных качеств: ума, доброты и отзывчивости, понимания сложностей и противоречий жизни, умения создать, направить и сохранить семью, воспитать своих детей, образованными, отзывчивыми, вполне современными и жизнеспособными людьми, сумевшими найти свое место в очень сложной и переменчивой жизни первой половины бурного двадцатого века. Бабушка была душой семьи, ее центром. Эта ее роль сохранялась и потом, до самой ее смерти. И за пределами семьи до сих пор есть немало людей, которым душевно много дал сахаровский - бабушкин дом. / Там же. С.7

Высокие нравственные качества бабушки отразились впо-следствии и на Андрее Дмитриевиче, который сумел перенять их и уже никогда потом не изменял воспитанным в нем нрав-ственным принципам.

Несомненно, очень большую роль в жизни А.Д. Сахарова сыграл его отец - Дмитрий Иванович Сахаров. Окончив гимна-зию, Дмитрий Иванович поступил на физико-математический фа-культет Московского университета, где слушал лекции Н.Е.Жуковского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева и других выдающихся уче-ных и педагогов. От них Дмитрий Иванович воспринял глубокий интерес к физике и вопросам ее преподавания. Научные и мето-дические идеи этих корифеев русской науки оказали определяющее влияние не только на выбор Дмитрием Ивановичем направления своей профессиональной деятельности, но и на весь его образ мышления, жизненную практику как в чисто научном, так и в нравственно-этическом аспекте... Дмитрий Иванович Сахаров являлся автором ряда учебников и научно-популярных книг по физике, например, таких, как "Рабочая книга по физике" (1930 г.), "Борьба за свет", "В помощь тем, кто плохо пони-мает электричество", "Теплота в природе и технике", "Электрическая лампочка и физические опыта с нею", "Сборник задач по физике" и др. / Дмитрий Иванович Сахаров // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. С.262-264. Дмитрий Иванович преподавал в педагогических институтах и технических вузах, а с 1953 г. и до последних дней жизни был членом редколлегии журнала "физика в школе" в котором часто выступал по узловым методическим проблемам. Требовательный к себе, Д.И.Сахаров был требователен и к слушателям; он не прощал легкомыслия и верхоглядства, но мог часами разъяснять студенту трудный физический вопрос. Его спокойная, неторопливая речь, вежливость и исключительная скромность навсегда запомнились тем, кому пришлось работать с ним или учиться у него. Человек высокой общей культуры, Дмитрий Иванович не был узким спе-циалистом, для которого существовала одна физика. Он тонко чувствовал природу, много путешествовал, понимал и любил музыку, особенно Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, в кругу друзей охотно исполнял произведения этих композиторов. Там же, С.255-266.

Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова, который, наблюдая кропотливый каждодневный труд отца, его поступки в различных жизненных ситуациях, очень многое воспринимал как пример для подражания и руководство к действию. Сам Андрей Дмитриевич вспоминал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепи-тельное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты"... Сахаров А.Д. Воспоминания С.11-12. Главное чему научился А.Д.Сахаров у отца - это то, "как надо работать. Там же. С.12. Андрей Дмитриевич подчеркивал, что его отец был "добрым, мягким и принципиальным человеком, с твердой мудростью, с сочувствием к людям. Там же. С.15.

Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты неско-льких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это- высокий интеллектуа-льный уровень, образованность, умение и желание добросовест-но работать, большая ответственность в любом деле, и, главное - гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость. Это подтверждал и сам А.Д.Сахаров, подчеркивая то, что "в другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого". Сахаров А.Д. Воспоминания С.20.

§ 2. Юность, выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще.

Не вызывает сомнения, что кроме семьи, ближайшего окружения на человека оказывает большое влияние та историческая эпоха, то время, когда он рос и взрослел. "Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жесткой, страшной - вспоминал А.Д. Сахаров - Но было бы неправильно ограничиться только этим. Это было время также особого массового умонастроения, возникшего из взаимодействия еще не остывших революционного энтузиазма и надежд, фанатизма, тотальной пропаганды, реальных огромных социаль-ных и психологических изменений в обществе, массового исхо-да людей из деревни - и, конечно, - голода, злобы, зависти, страха, невежества, эрозии нравственные критериев после многих дней войны, зверств, убийств, насилия. Именно в этих условиях сложилось то явление, которое в СССР официально деликатно называют "культ личности". Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 17. А.Д.Сахаров из раз-говоров взрослых уже в начале 30-х г.г. имел некоторые сведения о происходивших в стране событиях. Он многого еще не мог тогда понять, но все это имело большое значение для формирования его мировоззрения, а также последовавшей много лет спустя эволюции позиции и взглядов.

Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. Он с отличием окончил школу в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Как вспоминал сам Сахаров: «Как отличник я имел право поступить в вуз без экзаменов. Уже потом от своих однокурсников я наслушался об ужасах приемных экзаменов, об огромном конкурсе; я думаю, что, верней всего, я бы не прошел этого отбора, требовавшего таких психологических качеств, которыми я не обладал» Там же. С. 59.

«Университетские годы для меня резко разбиваются на два периода - три довоенных года и один военный, в эвакуации. На 1-3 курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям, практически больше ни на что времени у меня не оставалось, и даже художественную литературу я почти не читал. Я с большой благодарностью вспоминаю своих первых профессоров - Арнольда, Рабиновича, Нордена, Млодзеевского (младшего), Лаврентьева (старшего), Моисеева, Власова, Тихонова, доцента Бавли. Профессора давали нам очень много дополнительной литературы, и я каждый день по многу часов просиживал в читальном зале. Вскоре я стал пропускать ради читалки более скучные лекции. На первых курсах больше всего нравилось преподавание математики. В общем курсе физики меня очень мучили некоторые неясности. Они, как я думаю, происходили от недостаточной теоретической глубины изложения более сложных вопросов. Из университетских предметов только с марксизмом-ленинизмом у меня были неприятности - двойки, которые я потом исправлял. Их причина была не идеологической. Но меня расстраивали натурфилософские умствования, перенесенные без всякой переработки в ХХ век строгой науки. Газетно-полемическая философия “Материализма и эмпириокритицизма” казалась мне скользящей по касательной к сути проблемы. Но главной причиной моих трудностей было мое неумение читать и запоминать слова, а не идеи». Там же. С.59-61

Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ашхабаде. Бабенышев А., Лерт Р. и др. Сахаровский сборник - 1981. М.:Книга.1991.С.15.

В университете Андрей Дмитриевич начал формироваться как физик-теоретик. Этому во многом способствовали его учителя, лекции и занятия которые давали фундаментальную подготовку молодым советским физикам. Это профессора Арнольд, Рабинович, Норден, Млодзеевский (младший), Лаврентьев (стар-ший), Моисеев, Власов и др. Сахаров А.Д. Воспоминания. С.28.

Однокурсники А.Д.Сахарова вспоминали позднее, что "Андрей Дмитриевич не был ни "дубом", ни самым блестящим студентом на нашем курсе. Правда, необычную силу его и препо-даватели, и студенты поняли очень скоро. А вот его самого, пожалуй, не понимали. Просто не понимали, потому, что способ рассуждений, его логические ступени всегда были гораздо крупнее, чем ступени обычных людей... Когда он рассуж-дал, что по отношению к нам (а у нас был сильный курс) он находился примерно в таком положении, как мы с вами к типич-ному философу, привыкшему рассуждать по закону формальной логики... Многое, что для окружающих нуждалось в ступеньках, для Сахарова было очевидно...".Левин М.Л. В поучение. // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Сборник. 1, :Терра,"Книжное обозрение". 1991. С.46-47.

Получив диплом со специальностью. "Оборонное металло-ведение" А.Д.Сахаров был направлен на военный завод в город Ковров и выехал по назначению".Сахаров А.Д. Воспоминания. С.37.

«Опять поездка через пораженную войной страну. Несколько пересадок, переполненные вокзалы и поезда. Спал, лежа на чемодане между скамейками. меня приняли в отделе кадров, поместили на постой и велели зайти к ним через несколько дней. Фактически я прожил в Коврове около десяти дней. К концу моего пребывания в Коврове мне выдали направление в Министерство Вооружения [Народный комиссариат вооружений] в Москве, в котором было написано, что завод не может предоставить работу по специальности». Там же. С. 79-80

В сен-тябре 1942 г, по направлению Наркомата вооружении А.Д.Саха-ров прибыл на патронный завод в Ульяновск. Две недели ему пришлось работать на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекессом.Там же. С.38 Как вспоминал сам Андрей Дмит-риевич, "с этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян, в то трудное время".Там же. С. 15. Везде чувствовалось огромное напряжение людей, связанное с войной, с трагическим событиями, происходившими на фронте, с трудностями жизни в тылу.

Вернувшись в сентябре 1942 г. на завод в Ульяновск, А.Д.Сахаров работал там сначала младшим технологом в загото-вительном цехе, а затем, с 10 ноября 1942 г., инженером-изобретателем в Центральной заводской лаборатории. Здесь он занимался "разработкой прибора контроля бронебойных сердеч-ников на полноту закалки, на наличие продольных трещин, магнитными методами контроля, оптическим методом определения марок стали, экспресс-методом определения марок стали, основанным на использовании термоэлектрического эффекта"Там же. С.41,45,46. и др. разработками. Все эти изобретения существенно облегчали выпуск качественной продукции. В 1944 г. Андрей Дмитриевич "стал усиленно заниматься теоретической физикой по учебни-кам". Там же. С.45.

Тогда же он "написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.47. Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "эти первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику". Там же. С15-16.

Безусловно, данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для развития его как ученого, так и общественного деятеля. Ведь именно в детском и юношеском возрасте начинают формироваться и складываться жизненные принципы. Благодаря родителям, Андрей Дмитриевич получает хорошее образование и с легкость поступает в университет. Немалую роль в становлении Сахарова, как ученого играют Вузовские преподаватели, которые помогают ему с отличием окончить университет и начать работу в качестве физика-теоретика.

ГЛАВА II. Роль А.Д.САХАРОВА В СОЗДАНИИ ЯДЕРНОГО ЩИТА

ОТЧИЗНЫ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗМУЖАНИЕ