logo
Восстание декабристов в 1825 году

2. Союз спасения и союз благоденствия

Первое декабристское общество - Союз спасения - возникло в начале февраля 1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А.Н. Муравьева. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры Н.М. Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Свое окончательное устройство общество получило через год, когда в него вступил приехавший в Петербург энергичный П.И. Пестель. При участии Пестеля был составлен и принят "статут" (устав) общества. С этого момента оно получило новое название - "Общество истинных и верных сынов Отечества". В члены общества принимали по строжайшему отбору только офицеров гвардейских полков и Генерального штаба. Это была еще небольшая, носившая заговорщический характер группа единомышленников, насчитывавшая даже спустя год после своего основания не более 10-12 членов. Лишь в конце существования в ней состояло 30 человек.

В этой декабристской организации основной целью было введение конституции и уничтожение крепостного права, но при этом еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований. Предполагалось в перспективе «взять» ее у правительства путем открытого выступления тайного общества в момент смены царей на престоле - не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление. Была надежда на то, что Александр, продолжая свою реформаторскую деятельность, может даровать конституцию, и предполагалось в таком случае всемерно поддержать его: "Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями" (из показаний Пестеля).

В августе 1817 г. царский двор вместе с гвардией выехал в Москву для проведения торжеств в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. В составе гвардии в Москве оказались почти все члены декабристской организации. Квартира Александра Николаевича Муравьева в Хамовнических казармах стала местом собраний декабристов. В это время до них дошли известия о кровавой расправе над крестьянами Новгородской губернии, сопротивлявшимися переводу их в разряд военных поселян. Кроме того, из Петербурга пришло от Трубецкого письмо, в котором он сообщал о том, будто бы Александр намеревается восстановить независимость Польши, присоединив к ней некоторые исконно русские губернии. Все эти известия вызвали взрыв возмущения у декабристов. Спонтанно возник план немедленного выступления, которое предполагалось начать с цареубийства. Из-за довода жестокости, план цареубийства был отменен. Поэтому было решено ликвидировать Союз спасения и приступить к созданию другой, более широкой организации.

В январе 1818 г. такая организация была создана в Москве и получила название Союза благоденствия. За время существования (1818-1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. Численность данного союза составляла уже до 200 членов, и у союза был детально разработан устав - "Зеленая книга". Первая часть устава носила благонамеренный характер и преследовала, "ближнюю цель: распространение просвещения, занятие должностей гражданских членами тайного общества". С первой частью устава "Зеленая книга" знакомили всех вступающих в Союз благоденствия. Позднее составили вторую часть, содержащую "сокровенную цель" общества - "введение конституции и законно-свободного правления", "уничтожения рабства", введение "равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве", ликвидация рекрутчины, военных поселений.

В Союзе благоденствия на первый план выдвигалась задача формирования в стране передового "общественного мнения". Декабристы были убеждены, что достаточно создать соответствующее "общественное мнение" в стране, как возникнут необходимые условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. В связи с этим ими предусматривалось образование помимо тайных ячеек ("управ") Союза благоденствия различных легальных и полулегальных просветительских, литературных и даже благотворительных обществ, предназначавшихся для "распространения общественного мнения". Следовательно, деятельность Союза благоденствия приняла преимущественно пропагандистско-просветительский характер.

В журналах и альманахах члены Союза благоденствия выступали в защиту передовой науки и литературы, защищали обиженных и несправедливо осужденных, выкупали из крепостной неволи талантливых самоучек, создавали ланкастерские школы взаимного обучения в армейских частях, оказывали помощь голодающим крестьянам (например, в Смоленской губернии), подавали правительству (Н.И. Тургенев) проекты освобождения крестьян, "гремели" в салонах против крепостного права, палочных наказаний в армии, аракчеевских военных поселений, а некоторые члены общества (М.Ф. Орлов и В.Ф. Раевский) вели даже прямую антиправительственную пропаганду в армии. На самих тайных заседаниях Союза благоденствия его члены, как вспоминал И.Д. Якушкин, "обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

В январе 1820 г. в Петербурге, на квартире Ф.Н. Глинки, собралось совещание 14 членов руководящего органа Союза благоденствия - Коренной управы. На этом совещании Пестель выступил с докладом о формах правления в России после революционного переворота. Излагая "все выгоды и невыгоды как монархического, так и республиканского правлений", Пестель доказывал преимущества последнего.

Разногласия между радикальной и умеренно настроенной группами членов Союза благоденствия особенно обострились к концу 1820 г. и поставили общество на грань кризиса. Необходимо было искать новые пути и средства борьбы. С этой целью в январе 1821 г. в Москве состоялся съезд представителей "управ" (ячеек) Союза благоденствия. Ввиду обострившихся разногласий в тайном обществе съезд принял решение о формальном самороспуске тайной организации, чтобы освободиться от ненадежных и колеблющихся попутчиков, а также погасить подозрения правительства, уже осведомленного через поступившие доносы о ее существовании, с тем, чтобы образовать более законспирированное тайное общество. Этой акцией стремились также и устранить Пестеля, влияние которого на тайную организацию в последние годы ее существования очень возросло.