Авиаэскадрилия Нормандия-Неман

реферат

НЕЛЕПЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ, ТРАГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ...

...В конце мая 1944 года в месте дислокации 303-й дивизии, располагавшейся в селе Дубров-ка в непосредственной близости от передовых позиций наземных частей, со стороны немцев стало чувствоваться некоторое оживление в воз-духе: активизировалась бомбардировочная и разведывательная авиация. Теперь известно, что в сорок четвертом году немецкому военному командованию не удалось определить, где и ког-да советские войска нанесут главный удар. По-этому воздушная разведка в тот период приоб-рела для немцев исключительно важное зна-чение.

Советское командование соответственно при-нимало контрмеры. К началу Белорусской опе-рации борьба с воздушными разведчиками ста-ла задачей номер один. Однако воздушных боев до двадцатых чисел июня происходило мало. В один из таких дней, 28 мая, из-за неисправнос-ти самолета трагически погиб опытный летчик, ветеран “Нормандии” Марсель Лефевр.

8 июня стал еще одним тяжелым днем для “Нормандии”. Произошла ошибка, одна из тех, что случались иногда на фронте. Ошибку можно объяснить, в какой-то мере понять, но невоз-можно, оказалось, исправить...

Два “Яка” 18 НАЛ поднялись на перехват двух “Фокке-Вульфов”, которые пересекли ли-нию фронта, очевидно, совершая разведыва-тельный полет. Ведущим пары пошел опытный летчик старший лейтенант Архипов. “Фокке-Вульфы” заметили “Яков” и стали уходить в сторону солнца. Расстояние между самолетами оставалось большим. Архипову не удалось до-гнать немцев и пришлось лечь на обратный курс. Примерно в то же время и с той же це-лью -- перехватить двух “Фокке-Вульфов”-- подняли звено от полка “Нормандия”. Старший лейтенант Соваж с ведомым младшим лейтенан-том Бейсадом и младший лейтенант Морис Шалль с ведомым младшим лейтенантом Мике-лем устремились в ту сторону, куда сначала уш-ли “Фокке-Вульфы”, а за ними Архипов с ведо-мым. Французский летчик Морис Шалль увидел пару истребителей, идущих навстречу со сторо-ны солнца. Атаковал одного из них на встречных курсах. Очень редко летчику удается попасть в самолет при лобовой атаке, на этот раз, к несча-стью, удалось. Не обратив внимания ни на то, как ведет себя подбитый истребитель, ни на си-луэт столь знакомого каждому французскому летчику “Яка”, Морис сделал второй заход... Так по нелепой случайности погиб Архипов. После некоторых размышлений командование решило оставить молодого французского летчи-ка в полку “Нормандия” и дать ему возможность искупить свою вину в боях. Трудно описать, как переживал свою ошибку сам Морис Шалль. Ка-залось, что Шалль искал смерти: он рвался как одержимый в самое пекло боя. Его храбрость не знала предела, а может быть, и храбрость, и от-чаяние одновременно. С тем же упрямством, с каким он искал смерти, казалось, сама смерть обходила его стороной.

К Дню Победы Шалль сбил 10 немецких само-летов, и за мужество в боях был награжден ор-денами Красного Знамени и Отечественной вой-ны I и II степени.

Делись добром ;)