Авиньонское пленение пап

реферат

2.1 Незадолго до «Авиньонского плена»

Примирения между папством и Францией практически не наступала. Действительной причиной раздора между французской монархии и папами было ее противостояние папскому абсолютизму. «Прославившийся своей красотой, Филипп IV был первым действительно галликанским правителем. Филипп создал абсолютистскую монархию, в которой государственные интересы преобладали над всем. Филиппу IV удалось подчинить себе не только региональную власть светских феодалов, но и французскую церковь: он сам принимал решения об обложении налогами духовенства, сам назначал епископов и накладывал руку на доходы, получаемые от незаполненных вакансий». История папства. [Текст] : пер.с венг. /Е. Гергей -М :изд. «Республика», 1996 -149с. «Им был нанесен первый жестокий удар папе Бонифацию VIII. Филипп вел борьбу с Англией. Папа предложил свое посредничество, которое Филипп, не желая вмешательства папы, отверг. Раздраженный этим, Бонифаций пришел в негодование, узнав, что Филипп, для покрытия военных издержек, обложил податями французское духовенство. В 1296 г. папа издал буллу, в которой, не называя Филиппа, угрожал отлучением от Церкви всем мирянам, налагающим подати на духовенство, и всем духовным, платящим подати. Король ответил на это запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Вследствие этого папа терял свои доходы во Франции, отчего и пошел на уступки. Духовенству не запрещалось делать добровольные пожертвования на нужды государства. Состоялось примирение, и Филипп даже принял предложение папы о посредничестве с английским королем. Но вскоре обнаружилось, что папа, в роли третейского суды, поддерживает английского короля. Вражда возобновилась, и борьба Филиппа с Бонифацием обострилась до крайности». История Христианской церкви. [Текст] /Тальберг Н.Д. -Киев :изд. им. св. Льва, 2007 -629-630с. «Между тем в Рим приходили все новые известия о том, что во Франции духовенство облагается большими налогами и что король распоряжается так, как будто бы «на свете не существует папы». Бонифаций VIII снова резко выступил против короля, запретил ему взимание с духовенства налогов и вызвал в Рим некоторых прелатов, чтобы с ними обсудить меры борьбы против королевской политики, наносящей церкви ущерб. В поведении папы французское правительство усмотрело попытку «превращения Франции в папский лен», и началась горячая полемика между сторонниками «незыблемой королевской власти» и «неограниченного господства церкви». Во Франции снова был запрещен вывоз золота и серебра за границу и были созваны представители разных сословий, с тем, чтобы они поддержали «авторитет» короля в его борьбе против «чрезмерных притязаний» папства. В ответ на это появилась пресловутая булла «Unam Sanctam» (18 ноября 1302 г.), в которой говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу -- Христа и его заместителя -- Петра и преемников последнего на папском престоле. Во власти папы находятся два меча: «один, подчиняющийся другому, светский -- духовному». «Духовная власть, правда, передана человеку, но она не человеческая, а божеская, и кто не повинуется ей, противится воле Господней и подлежит принудительному спасению». Далее было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказанию папы (ad nutum). Папе принадлежит право карать светскую власть за всякую ошибку. Светской власти это право не дано». В булле еще раз повторялась мысль о верховенстве папской власти: «Церковь не чудовище с двумя головами; во главе церкви папа -- единый, как един бог». Заключительные слова буллы гласили: «Мы торжественно заявляем, определяем и утверждаем, что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения» Решительный тон Бонифация VIII объяснялся отчасти тем, что французский король в это время потерпел поражение в борьбе с Англией и папа надеялся на его вынужденное смирение». История папства[Текст]/С.Г. Лозинский -3-е изд. -М.: Политиздат, 1986 -151-152с. Французский король вопреки точке зрения папы подчеркнул, что королевская власть исходит непосредственно от Бога, и не признает над собой никакой другой власти, кроме Бога. Филипп перешел в контрнаступление и решил призвать папу на вселенский собор. В ответ на это Бонифаций готовился предать короля анафеме. За день до назначенного оглашения проклятия (8 сентября 1303 года) канцлер короля Филиппа -- Гильом Ногаре с помощи римских аристократов, возглавляемых Счиаррой Колонна, совершили нападение на папу, который в это время находился в своем родном городе Ананья. Произошла короткая, но кровавая вооруженная стычка с окружением папы в его дворце, в ходе которой погиб викарий архиепископа Эстергомского Гергей, находившийся в то время в составе венгерского посольства при папском дворе Ногаре захватил папу и, как утверждают, избил пожилого человека. Однако римляне, возглавляемые Орсини, освободили папу из французского плена, после чего Бонифаций проклял покушавшихся и их короля. Он торжественно въехал в Рим, где через несколько недель -- по мнению одних, в результате пережитых волнений, а по мнению других, будучи отравлен своими врагами -- скончался. Из схватки французской монархии и папства победителем вышел король, будто заранее предначертав путь прогресса. Наиболее значительный, выдающийся учитель католической церкви, систематизатор учений о папском абсолютизме потерпел тяжелое политическое поражение. История папства. [Текст]: пер.с венг. /Е. Гергей -М: изд. «Республика», 1996 -152с. «Поражение Бонифаця в борьбе c Францией потрясло папство в самых его основах. После Бонифаця папство быстро пошло к падению. Виновник унижения Бонифация, Филипп IV-й, в скором времени поставил папство в такое положение, в котором совершенно убит был его авторитет» История христианской церкви. [Текст]: выпуск последний/ сост. П.И. Малицкий - Тула :тип. Дружининой, 1911 - 134с.

папский абсолютизм двоепапство раскол

Делись добром ;)