logo
Гонка вооружений во второй половине XX века и попытки её ограничения

К КОНЦУ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Конец холодной войны. В 1980 президентом США был избран Р.Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р.Рейган и М.С.Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Осуществление соглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должным образом осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.