logo
Городской и деревенский быт 19 века

1. Городской быт

Развитие железнодорожного транспорта, модернизация промышленности, освобождение деревни от крепостной повинности - те факторы, которые обусловили значительный рост городов в конце 19 века. Самыми большими населенными пунктами на то время считались Москва, Тула, Ростов-на-Дону, Петербург, Казань, Одесса.

Новым для всех городов было появление больших рабочих окраин, где возводились промышленные предприятия и селились рабочие. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Первый использовался на старых уральских заводах, переживавших с конца 18 в. затяжной кризис, и в помещичьих мануфактурах. Второй применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне

С ростом уровня урбанизации, главной проблемой русских городов конца 19 века, был дефицит жилья. Собственные квартиры в промышленных городах могли приобрести только состоятельные граждане. Около 5% населения города обитало в подвалах и мансардах, где зачастую даже не было отопления.

Преобразовывалось городское коммунальное хозяйство. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, появились асфальтовые тротуары. В этот период на городских улицах впервые появляется газовое освещение. К концу 1892 года, в Москве устанавливаются первые электрические фонари. В середине 60 -х годов были установлены первые водопроводы в больших городах, позднее для горожан стала доступная и канализация.

Рост деловой жизни привел к бурному развитию средств связи. В начале 80- х годов, русские города приобрели возможность пользования первой внутренней телефонной линией, уже через несколько лет стали возможными междугородние переговоры. Улучшался внутригородской транспорт.

Население городов составлялось из представителей всех сословий: дворянство, купцы, рабочие и бывшие крестьяне, которые постепенно ассимилировались с трудящимися фабрик и заводов. Характерным для этого периода является то, что уровень жизни среднего класса не был однородным, труд рабочих, имеющих квалификацию, достойно оплачивался.

Со временем такие представители пролетариата становились интеллигенцией, так как кроме качественной пищи и достойного жилья, могли позволить себе разнообразный досуг- походы в театр и библиотеки, а также обеспечивать образованием своих детей. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличивала социальные возможности для получения образования более широких слоев

Во второй половине 19 века, появляется новое сословие буржуазии, третье поколение первых торгово-промышленных династий, образ жизни и образование которых, фактически позволяли приравнивать их к дворянской элите.

В городе каждое сословие проживало в особой его части. В центре столичных и крупных губернских городов располагались большие барские особняки -- дворцы в стиле ампир. Здесь же на главных улицах и в примыкающих к ним переулках было много небольших, по большей части деревянных дворянских особняков. Они напоминали собой такие же барские дома в деревенских помещичьих усадьбах.

К дворянским кварталам примыкали купеческие. Они тянулись, как правило, по берегу реки. Здесь, в глубине просторных яблоневых садов, стояли крепкие двух-, иногда и трехэтажные особняки. Первый этаж обычно занимала прислуга. На втором этаже размещались нежилые, парадные комнаты.

В этой части города еще царили старинные нравы и долго держался твердый семейный уклад. Когда глава семьи -- "сам", или тятенька, возвращался домой из своей лавки, он требовал, чтобы вся семья собиралась на ранний ужин. Тятенька восседал во главе стола. Пища была добротной и сытной: мясные наваристые щи, жареный гусь или утка с кашей, рыба (белуга, осетрина, навага). Пили много чая с собственным вареньем разных сортов, калачами, пирогами и пряниками.

С 90-х гг. богатое столичное купечество постепенно перебирается в бывшие барские усадьбы, строит затейливые особняки по проектам знаменитых архитекторов, щеголяет породистыми рысаками. По своему внешнему облику оно ничем не отличается от богатого барства. Купеческие жены выписывали свои туалеты из Парижа, ездили отдыхать на модные курорты за рубеж.

Часто устраивали званые обеды: в центре внимания был огромный стол, накрытый белоснежной скатертью и украшенный живыми цветами. Он ломился от изысканных закусок и графинов с разноцветными водками и винами. Посередине стола на серебряных длинных блюдах лежали семга и лососина, сбоку -- сверкающий хрустальный жбан со свежей икрой. На другом конце стола стояли блюда с огромным окороком и красными лангустами. В каждом купеческом доме были свои фирменные блюда. Для обслуживания гостей приглашались повара и официанты из самых дорогих ресторанов, знаменитые оркестры; цветы для дам выписывались из Ниццы.

Верхушка городской интеллигенции -- университетские профессора, богатые адвокаты и врачи, известные артисты и т. д., а также крупные и средние чиновники, как правило, собственных домов не имели. Они покупали или арендовали на длительный срок хорошие многокомнатные квартиры в престижных городских кварталах. По обстановке такие квартиры практически не отличались от богатых дворянских покоев. Но центрами такого типа жилищ являлись не парадные комнаты, а просторные рабочие кабинеты и библиотеки.

Жители городов окончательно перешли на одежду европейского покроя, которая отвечала требованиям удобства и практичности, выдвинутым новым временем. С середины 50-х гг. обязательной частью мужской одежды стала "визитка" -- разновидность длинного приталенного сюртука. Ее носили с брюками из черной ткани в серую полоску. С 60-х гг. в моду вошел прямой пиджак, скрывающий фигуру.

По окраинам губернских городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники и т. д. Они жили в деревянных одноэтажных строениях с двором и садиком. Улицы русских уездных городов почти сплошь состояли из таких домов. Внутренняя обстановка жилищ была непритязательна и однообразна.

В пригородах -- слободах -- жили извозчики, мелкие ремесленники, огородники. В слободах сохранялся старинный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а часа в два снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой тотчас же ложились спать; летом спать ложились около одиннадцати. По субботам ходили в баню.

В праздники пекли пироги. Обязательным было посещение церковной службы в дни храмовых праздников. К обедне шли всей семьей. Мужчины -- в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав волосы коровьим маслом. Жены -- в косыночках на головах и в красочных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шелковых платьях, в шляпках с белыми перышками, в высоких ботинках на каблучках.

На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень доходов рабочих был таков, что они, как правило, не могли подражать средним слоям общества. В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким верхом, воротничком-стойкой и широкой юбкой. На ногах носили кожаные ботинки.

Нередко рабочие были на "харчах" у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столу. Он распределял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принципу "кто смел, тот два съел". Рабочие редко могли позволить себе пообедать в трактире или в специальной столовой, где за 10--15 копеек можно было съесть сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты -- белугу или осетрину с хреном.

В местах скопления мастерового люда сновали лоточники, торговавшие дешевой снедью -- горячими кишками, начиненными гречневой кашей и обжаренными в бараньем сале. В посты торговцы выходили с гороховым киселем, застывшим в лотках. С лотков продавались и гречневики, выпекавшиеся из гречневой муки в особых глиняных формочках -- столбиках. На копейку торговец отпускал пару гречневиков. Он разрезал их вдоль и из бутылочки с постным маслом, заткнутой пробкой, сквозь которую было пропущено гусиное перо, поливал внутренность гречневика маслом и посыпал солью. В посты было много торговцев блинами. Их выносили из пекарни горячими, наложенными стопками на небольшие ручные лоточки.

Общественная жизнь среди купечества была мало развита. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, почти не появлялись в общественных местах, а потому купеческие сынки и дочки, нравственность которых строго охранялась стариками, не могли встречаться и знакомиться друг с другом в общественных местах, поэтому-то в Москве и существовал чуть не целый класс людей, специально занимающихся сватовством.

Свахи, реже сваты, только тем и жили, что ходили по домам, где были женихи и невесты; они узнавали всю подноготную и сватали молодых людей друг у друга...

Деловой разговор они вели только с отцами и матерями женихов и невест, которых родители часто не спрашивали, хотят они жениться и выходить замуж, -- главное заключалось в равенстве положения и в приданом.

Если та и другая сторона находили партию подходящей, то сватовство сразу же принимало деловой характер и сваха приносила в дом жениха роспись приданого за невестой. Каждая роспись, по традиции, начиналась такими словами: "Роспись приданого. В первую очередь -- Божье благословение: иконостас с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах и к ним серебряная лампада..."

Дальше шло описание золотых, серебряных, бриллиантовых и жемчужных вещей, зимних шуб, причем подробно описывалось, на каком меху, с каким воротником и чем покрыта каждая шуба, сколько бархатных, шелковых, шерстяных и ситцевых платьев, какая мебель, сундуки; подробно описывалось белье, число дюжин простынь, наволочек, одеял, сорочек, вплоть до носовых платков.

Роспись рассматривалась, обсуждалась, происходила буквально торговля: покупатель выторговывал, а продавец твердо держал свою цену.

Наконец дело с приданым слаживалось, и сватовство шло дальше -- назначались смотрины, где жених знакомился с невестой..

В крупных городах существовали районы, в которых ютилась самая беспросветная беднота. В Москве это была Хитровка. Здесь в многочисленных притонах и ночлежных домах обитали "лишние люди", неудачники, преступники и пропойцы. Питались здешние обитатели кухонными отбросами, распаренными в кипятке.

В 70-х гг. в обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались сделки. Особенно славилась трактирами Москва. В московских трактирах подавали только русские блюда: заливных поросят, суточные щи с кашей, уху, рассольники, отбивные телячьи котлеты, осетрину, пожарские котлеты, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при очень умеренной цене. По вечерам состоятельная публика посещала рестораны. Там процветала изысканная французская кухня, гостей развлекали цыганские хоры.

К числу публичных увеселений относились маскарады. Зимними вечерами горожане посещали театры. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые, то разрешались, то запрещались властями. Знать и богатое купечество откупали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень парадно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась публика попроще, а галерку занимали обычно студенты, которые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. Театр активно реагировал на события в стране, поэтому война 1812 г. не могла пройти мимо служителей Мельпомены. Патриотический репертуар тех лет составляли героические оперы, трагедии, веселые комедии, высмеивающие французоманию. Патриотические дивертисменты на народные темы включали русские танцы. Музыку к ним писали русские композиторы.

Особое внимание уделялось охоте. Она была стилем жизни дворян, когда они получили право на отставку и переселились в свои усадьбы. Это было развлечение, азартная игра, вид спорта, который был под стать только богатому дворянину: охота требовала приобретения и разведения дорогих пород собак, специально обученных слуг, свиты и участников мероприятия, которых надо было всех хорошо принять и держать в своем доме. В охоту вкладывался огромный труд крепостных -- изобретательных и талантливых умельцев своего дела.

Также популярностью пользовались скачки и бега.

У простого люда были свои развлечения. В дни храмовых праздников устраивались увеселения. Особенно веселыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались торговые палатки с пряниками, орехами, блинами и пирогами, сооружались карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики.

Не забыты были и старинные игры: орлянка, городки и хороводы. Женщины, пока мужчины сидели в трактирах, собирали дома посиделки и вечеринки. На фабричных окраинах устраивались кулачные бои. Обычно стенка на стенку сходились между собой рабочие двух фабрик. Стенка планировалась заранее. Ее ход и состав участников обсуждались в фабричном трактире на "военном совете". В некоторых городах устраивались петушиные бои.