logo
"Затейка верховников" 1730 г.: аристократическая реакция или конституционное движение

Дворянские конституционные проекты

Одним из наиболее интересных проектов государственного устройства следует считать проект Дмитрия Михайловича Голицына. Именно он предложил кандидатуру Анны Иоановны Верховному Тайному совету, он же являлся разработчиком кондиций, отправленных ей. По сути кондиции являются конспектом плана Голицына по ограничению абсолютной власти монарха, идею которого Голицын заимствовал из Швеции, в которой в это время сложилась сходная политическая ситуация (нет прямых наследников по мужской линии, на престоле сестра Карла XII, королевская власть ограничена). Пункты кондиций заимствованы из шведских законодательных актов: "Формы правления" и "Королевской присяги Фредрика Первого".* К тому же, создатель пунктов Дмитрий Голицын внимательно изучал произведения английских республиканцев, имел у себя в библиотеке переводы трудов Джона Локка.

Текст кондиций можно условно разделить на несколько составных частей. Он начинается вступлением, в котором обосновывается законность вступления на престол Анны Иоановны (это объясняют «волей всемогущего Бога» и «общим желанием российского народа»**). Далее формулируются две важнейшие задачи императрицы: «прославление Божеского имени и … благополучие всего нашего государства и всех верных наших подданных»**. Основная часть документа, которая содержит сами пункты, ограничивающие царскую власть.

Сам конституционный проект Голицына заключается в следующем: императрица не имеет права управлять казной, а может распоряжаться только деньгами, назначенными на ее содержание. Она не управляет армией и флотом и повелевает только гвардейцами, которые назначены ей в охрану. Верховную власть она делит с Верховным Тайным Советом, членами которого являются десять-двенадцать человек из знатнейших семей. Императрица председательствует на заседаниях, но реальной власти не имеет. Иноземцы не допускаются к управлению страной. Совет решает все важнейшие государственные дела как то: война, союзы и миры, назначение на высшие государственные должности, управление войсками и финансами.

Второе государственное учреждение - Сенат, состоящий из 30-35 человек. Сенат занимается текущими делами и представляет собой высшую судебную инстанцию.

Так же проект Голицына предусматривал две представительные палаты: палата шляхетства (200 членов) и палата городских представителей (по 2 выборных человека от каждого города).

Проект Голицына можно считать достаточно конституционным для того времени. К управлению страной допущены дворянство и купечество (палата городских представителей). Но все равно главенствующее положение в проекте занимает некая ограниченная правящая группировка, которая вправе решать все важнейшие дела без ведома остального населения страны.

«Затейка верховников» вызвала волнения среди шляхетства, подавляющая масса дворянства была не довольна верховниками. Шляхетство оказалось поделенным на две группы. Первая - консерваторы, которые настаивали на сохранении самодержавного строя. К этой группе также относилось духовенство. Вторая группа выдвигала ряд конституционных проектов, несколько отличных от проекта Голицына. По этому поводу велись горячие споры. По свидетельству иностранного дипломата: «Одни хотят ограничить права престола властью парламента, как в Англии; другие -- как в Швеции; иные думают сделать престол избирательным, по примеру Польши; иные же, наконец, высказывают мнение, что нужно разделить всю власть между вельможами, находящимися в государстве, и образовать аристократическую республику…»

Наиболее продуманным из дворянских проектов был проект Черкасского и Татищева. Он предусматривал упразднение Верховного Тайного Совета и делил высшее управление государством между тремя органами. Законодательным органом должно было стать Высшее правительство или сенат, который включал в себя 21 человека. Законодательный порядок состоял в следующем: закон разрабатывается соответствующей коллегией, вносится в Высшее правительство, там обсуждается, затем подписывается императрицей. Вторая палата должна была состоять из 100 персон, заседания разделяются на постоянные и периодические. Для постоянных заседаний эта палата делится на три отделения, каждое заседает по четыре месяца. Три раза в год проводится общий сбор всех отделений, который называется Высшим Собранием.

Совокупность Сената и Высшего Собрания называется Избирательным Собранием. Оно назначает членов Сената и Высшего собрания, предлагает императрице кандидатуры на все важные государственные должности. Когда выбираются кандидаты на высшие гражданские должности- на заседания приглашают президентов соответствующих коллегий, когда на военные-генералитет.

Так же в то время можно было выделить три проекта почти одинакового содержания, названных по именам их создателей: проекты Секиотова, Алабердеева и Максима Грекова. Они предполагали сохранение Верховного Тайного Совета при условии доведения количества его членов до 21. Совет должен был осуществлять верховную правительственную и судебную власть. Сенат, состоящий из 11 человек, ведет текущие дела. Так же есть Избирательное собрание из 100 человек ,куда входят генералитет и шляхетство, которое назначает членов высшего и нижнего правительства, президентов коллегий, губернаторов. Так же эти три проекта предусматривали существования Учредительного собрания, которому принадлежит возможность изменять конституцию.*

До нашего времени, помимо проектов, которые уже были упомянуты, сохранилось еще восемь проектов, которые были примерно одинаковы по содержанию, но были поддержаны малым числом дворян.

Кондиции, проект Голицына, а так же некоторые уступки верховников по отношению к шляхетству нашли свое законченное отображение в присяге, которую должна была принести Анна. Первый пункт посвящен цели, устройству и функционированию Верховного тайного совета. Его цель - служить для «лучшей государственной пользы и управления в помощь их императорских величеств». Эти слова создают впечатление, что не самодержавие ограничивается Советом, и государь подчиняется Совету, но сам Совет служит монархии.

Относительно устройства совета постановляется, что его члены могут быть избраны «из первых фамилий, из генералитета и их шляхетства, людей верных и обществу народному доброжелательных, не вспоминая об иноземцах». То есть, приоритет в Совете сохранялся за аристократией, знатность рода продолжала быть существенным качеством человека. Курс против преобладания иностранцев отражал интересы отечественного дворянства. Каждая фамилия не может быть представлена в Совете более, чем двумя персонами, «чтоб тем никто не мог вышней взять на себя силы». Однако выборы в члены Совета осуществляют только Верховный тайный совет и Сенат с последующим утверждением кандидатур императрицей. То есть этого права не имеют представители дворянства, хотя они постоянно требовали этого в своих проектах. Роль государя в выборах своих помощников сильно ограничивается.

Верховники пошли на небольшую уступку дворянству, постановив, что наиболее важные государственные дела должны рассматриваться не только Советом. «Для совету и рассуждения» ему следует приглашать Сенат, генералитет, членов коллегий и знатное шляхетство. Однако их роль остается чисто совещательной.

Второй пункт документа был посвящен Церкви. Он разъяснял обязанности Синода и порядок его наполнения. Церковь оставалась подчинена государству: ею руководила Духовная коллегия, выборы в которую осуществлялись светскими людьми, членами Совета и Сената. Духовенству возвращались вотчины.

Третий пункт касался обязанностей и устройства Сената. Постановлялось, что этот орган существует для «вспоможения Верховному тайному совету» по государственным и расправным делам. Тем самым Сенат из высшего судебного и управленческого органа, стал только помощником нового высшего учреждения.

С четвертого по восьмой пункты отведены улучшению положения шляхетства. Участвовать в управлении государством, то есть состоять в Сенате, коллегиях, канцеляриях, могут только представители «генералитета и знатного шляхетства», что, конечно, не устраивало большинство дворянского сословия. Поэтому Совет решил примириться с ним посредством различных привилегий. Так, шляхетство освобождалось от службы в «подлых и нижних чинах», а для военной подготовки формировались специальные кадетские роты, пройдя обучение в которых дворяне сразу становились офицерами гвардии или гардемаринами флота. У родственников дворян, подвергшихся суду, по «Проекту», не изымалось имущество.

Девятый и десятый пункты обещали «попечение о добром состоянии» армии: бесперебойную выдачу жалований. Поскольку из-за скромности бюджета жалование служащим выплачивалось нерегулярно, а система кормлений была ликвидирована, этот постановление было чрезвычайно выгодно для них.

Одиннадцатый пункт обращен к иностранцам на службе в России: он гарантирует им уважение, не меньшее, чем россиянам.

Двенадцатый пункт уделяет внимание интересам купеческого сословия. «В торгах иметь им волю и никому в одни руки никаких товаров не давать и податями должно их облегчить». Тем самым российскому купечеству даются большие привилегии: отменяется принцип монополии, и уменьшаются налоги. Эти меры должны были способствовать развитию торговли и промышленности.

Тринадцатый пункт предлагает облегчить положение крестьянства, уменьшив подати за счет сокращение государственных расходов. Но при постоянном для России недостатке бюджета, этот пункт весьма затруднительно было бы воплотить в жизнь.

Последние главы документа (с четырнадцатой по шестнадцатую) говорят о перенесении резиденции в Москву для того, чтобы сократить расходы на содержание двора и учреждений, которые в Петербурге были значительно выше. Кроме того, это являлось попыткой вернуться к исконно русским традициям, которые и олицетворяла Москва, в отличие от Петербурга, обращенного в сторону запада. Последними пунктами постановлялась смертная казнь за государственные преступления и награда за заслуги. «Сии пункты не нарушать» - однозначно завершается документ.

Дворянские проекты, как можно заметить, в основном, касались только улучшение положения дворянства, увеличения их полномочий. Положению остальных категорий населения в проектах особого внимания не уделялось. А если и встречаются упоминания о других слоях населения, то в большинстве своем там говорится только об улучшении экономического положения населения: предусматривается уменьшение податей и ограничение полицейского произвола (уменьшение полномочий Тайной Канцелярии). Ни один из известных нам проектов не предусматривал полной ликвидации монархии, так же как и восстановления самодержавия. Общим для дворянских конституционных проектов можно также считать влияние западной политической терминологии. Главное же различие между проектами заключалось в целях, которые преследовали их составители: верховники стремились оградить себя от произвола монарха, а шляхетство - получить доступ к политическому управлению государством.