logo
Аграрный вопрос в истории России: прошлое и современность

3. Аграрный вопрос в современности

Вопросы государственного регулирования деятельно-сти агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти -- как централь-ной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышлен-ного капитализма не успело достичь сколько-нибудь зна-чительного уровня). Начиная с 1861 года, времени отмены крепостного права, правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, что бы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако на первых порах обретение сель-ским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйст-венной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате в начале века (1908 -- 1911 гг.) прави-тельством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяй-ства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие. Несмотря на объяв-ленную в тот период государственную поддержку, фи-нансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйст-венных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или по-ставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые кол-хозы появились в конце 20-х -- начале 30-х гг. Однако это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной под-держки эта тенденция дальнейшего развития не получи-ла. Можно по-всякому относиться к коллективизации, и, не вызывает сомнения тот факт, что при этом были до-пущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Но нельзя не признать того, что в тот пери-од государственная политика в области развития сель-скохозяйственного производства была наиболее проду-манной и последовательной -- сначала, во второй поло-вине 20-х гг., была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации. В послевоенный период была предпринята беспреце-дентная по масштабам попытка резкого увеличения объе-ма выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстен-сивными методами -- посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным -- существенное увеличение про-изводства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земле-делия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы. В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агро-промышленного комплекса. Итоги выполнения програм-мы никто не анализировал -- в 1991 году (а срок выпол-нения программы был установлен на 1990 год) уже было не до этого. Но, как можно заключить по отрывочным свидетельствам, по некоторым показателям потребления основных продуктов питания на душу населения плано-вые задания были практически выполнены.

Заключение

С переходом к рыночной экономике произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромыш-ленный комплекс.

Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития пред-принимательской деятельности в сельском хозяйстве дос-таточно выполнить два основных мероприятия -- объя-вить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы -- пра-во свободного распоряжения землей до сих пор законо-дательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в мас-се своей не особенно огорчены -- заложить землю в ус-ловиях краха банковской системы вряд ли возможно, а продать некому -- у тех, кто может и хочет землю обра-батывать, денег на ее приобретение нет).

По истечение шести лет очередных коренных преоб-разований в агропромышленном комплексе стало очевид-ным, что без государственной поддержки сельское хозяй-ство ни в одной стране (а тем более в стране с континен-тальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может. Результатом стало утверждение Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропро-мышленного производства» ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997. Этим законом были установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромыш-ленное производство.

Литература

1. Буржуазная историография России. Под ред. Стеклова А.Н. 1993, М

2. Из истории Древней Руси. Под ред. Попова Н.А. СПБ, 2003

3. Рогалина А. Аграрные преобразования в России//Вопросы экономики. 2000 № 9

4. Тихомиров М.Н. Сельское хозяйство России. М., 1988

5. ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» 1997