logo
Дворянские корпорации в ХIХ – начале ХХ вв.

Депутатское собрание и дворянские опеки

Дворянское депутатское собрание включало губернского предводителя дворянства и по одному представителю от уезда, избираемому на три года. Оно рассматривало материалы и доклады к предстоящему губернскому собранию, ведало губернскими родословными книгами дворянства и формулярными списками лиц, служивших по дворянским выборам, выдавало свидетельства о дворянстве, составляло списки дворян, рассматривало вопросы об исключении дворян из членов собрания и взятии опек над имениями. По существу депутатское собрание выполняло функции ревизионного органа, проверяющего мандат на принадлежность лица к дворянскому обществу и дворянскому собранию. В пореформенное время в компетенцию депутатского собрания вошло также обсуждение вопросов, переданных на его отзыв правительством, что стало также важнейшей государственной функцией всего дворянского общества. С 1880-х гг. в работе депутатского собрания стали принимать участие все уездные представители дворянства. С 1902 г. депутатское собрание губернского и уездных предводителей и уездных представителей дворянства получило статус отдельного дворянского корпоративного органа и подчинялось только Сенату. Уездные дворянские опеки, включавшие уездного предводителя дворянства и заседателей, осуществляли опекунство над несовершеннолетними си ротами, престарелыми и «явными расточителями своих имуществ»; до отмены крепостного права в опеку брались имения помещиков, которые злоупотребляли своей властью над крестьянами. Под опекой находились тысячи имений, и масштабы этой деятельности постоянно расширялись. Например, с 1885 по 1895 г. число дворянских опекунств увеличилось с 15 670 до 16 429, а стоимость имущества, подведомственного опекам, -- до 243 млн р.