logo
Актуальные проблемы русского революционного движения 1870-1880 гг. по материалам журнала "Вопросы истории"

2.1 Проблема народничества

П.М. Широчин в статье «Революционный пропагандист Иванчин - Писарев» П.М. Широчин Революционный пропагандист Иванчин - Писарев // В.И. - 1974. - №9. - С.213-216.раскрывает противоречивость народничества.

Одним из центров народнической пропаганды в России в начале 70-х годов XIX в. было село Потапово Даниловского уезда Ярославской губернии. По свидетельству жившего там весной 1874 г. революционера - народника Н.А. Морозова, Потапово - самое крупное и самое успешное из всех бывших когда-либо предприятий революционной пропаганды среди крестьян.

Создателем этого пропагандистского центра был активный революционного народничества Александр Иванович Иванчин - Писарев. Будучи студентом математического факультета Петербургского университета, он, еще, будучи в столице, принадлежал к одному из народнических кружков.

Иванчин-Писарев писал. «Кружим самообразования и практической деятельности, появившиеся в начале 70-х годов в Петербурге, Москве и других городах, мало-помалу привели к мысли, что жизнь крестьян и рабочих может быть изменена к лучшему только в том случае, если они сами возьмутся защищать своя интересы и вести непосредственную борьбу со всеми врагами своего благополучия. Исходя из этой мысли, революционеры-народники 70-х годов ставили перед собой задачу развернуть широкую пропаганду среди крестьян и с ее помощью сделать их активными борцами за демократические преобразования в России.

А.И. Ивапчин-Писарев видел в русском землепашце человека с большими склонностями (благодаря существованию общины и артельному труду) к общежитию на социалистических началах и в то же время крайне недовольного существующим строем. А поэтому, «чтобы разрушить ненавистный строй государства..., мужику недоставало только сознательного отношения к жизни и инициативы. Пропаганда осветит его понимание..., а пропагандисты, сознательные, проникнутые революционной идеей и вышедшие из его среды, впоследствии образуют из себя прочную организацию инициативы».

В мае 1872 г. А.И. Иванчин-Писарев приехал в село Потапово с конкретной целью заниматься социалистическою пропагандой между крестьянами.

Осенью того же года он открыл в своем доме школу для крестьянских детей, которую вскоре сделал образцовой. Уездный училищный совет даже посылал к нему учителей других школ «учиться улучшенным приемам преподавания, а Александра Ивановича посылал проверять занятия других учителей. В потаповской школе обучалось около 50 деревенских ребят. Учителя рассказывали им о причинах тяжелой крестьянской жизни, учили их петь «возмутительные песни», давали читать запрещенные брошюры.

Чтобы иметь возможность вести пропаганду, Ивачин-Писарев организовал в Потапове также вечерние занятия со взрослыми..., усовершенствуя одних в чтении, других в письме, читал им нелегальную литературу, объяснял прочитанное, критиковал существующий строй, убеждая слушателей в необходимости самим стать пропагандистами революционных идей. В.И. - 1974. - №9. - С. 214

Осенью 1873 г. в Потапове была открыта артельная столярная мастерская, в которой работали 9 крестьян-столяров из соседних сел и деревень. Часть крестьян - столяров посещали вечерние занятия со взрослыми. Ивачин-Писарев предложил образовать из себя столярную артель, с целью практической выработки личностей, годных для пропаганды, для практического образца труда рабочих, в основе которого лежало бы артельное начало, развитое до степени социалистического воззрения.

На стенах мастерской висели тексты двух песен: «Свобода-свободушка», рассказывающая о тяжелом положении крестьян, и «Пора собраться с силами», которая призывала к борьбе с существующим строем. Кроме мастерской, у Ивачина-Писарева была устроена почта, заведены были народные гуляния. Таким образом, имелось достаточно средств для привлечения крестьян в Потапово, для ведения пропаганды.

При этом жандармский офицер Гусев, который вел следствие по делу о пропаганде в Даниловском уезде, доносил в своем рапорте, что члены артели «занимались разговорами, беседами».

Зимой 1873 г. по рекомендации Ивачина-Писарева в соседнее с Потаповом село Вятское приехал из Петербурга врач И. Добровольский, а несколько позже акушерка М.П. Потоцкая, уже ранее принимавшая участие в революционной пропаганде. Они стали помощниками Иванчина-Писарева.

Народники не только порицали действия правительства и верховной власти при всей артели, но даже проповедовали всеобщее восстание, уговаривая их действовать дружно, заодно, чтобы таким образом избавится от царя, уничтожить все правительство и завести новые порядки (к неодобрению членов артели).

Иванчин - Писарев и Добровольский читали книги возмутительного содержания, доказывали негодность настоящего правления и порядка., порицали не только правительство, но и государя императора. Сообщали по секрету, что во всех концах России существуют подобные замыслы с целью низвергнуть существующий порядок управления. На такие беседы собиралось до 40 местных крестьян.

Народниками использовались и другие формы пропаганды. Иванчин - Писарев и Добровольский несколько раз собирали сходы крестьян Вурцевской, Вятской и Середской волостей Даниловского уезда и учили крестьян «что им делать».

Помимо ведения устной пропаганды, распространялись также революционные издания. В Потапове были все запрещение книги тех лет. Литература распространялась среди крестьян через артельные лавки в селах Вятское и Середа и посредством продажи и раздачи. Разносчиком литературы был одни из активных единомышленников Иванчина-Писарева крестьянин А.С. Лабошин. Он ходил по деревням с ящиком, в котором сверху были не запрещенные религиозные книги и брошюры, а на дне ящика и в карманах книгоноши - революционного содержания.

Среди них были такие книги: «Очерки фабричной жизни», «Стенька Разин», «Безобрачный», «Сила солому ломит», «Сказка о четырех братьях», сочинения Ф. Лассаля, труд К. Маркса «Гражданская война во Франции». В.И. - 1974. - №9. - С. 215

После разгрома потаповского центра пропаганды полиция в течение нескольких лет отбирала у крестьян распространенную пропагандистами литературу, причем в значительном количестве, - пишет П.М. Широчин.

Работе с молодежью пропагандисты уделяли большое внимание. Иванчин-Писарев и Добровольский часто собирали в Потапове молодежные гуляния и использовали их для ведения бесед на революционные темы, разучивания песен «возмутительного содержания».

Весной 187-1 г. в Потапово к Иванчину-Писареву приезжали видные народники Л.Л. Клеменц, Н.А. Саблин, II Ф. Селиванов, О, Г. Алексеева, И. К. Львов и другие. Народники избирали различные способы привлечения к себе внимания. Так Д.А. Клеменц приехал в крестьянской одежде («в интересах лучшего обмена мыслями с крестьянами»), Н.А. Саблин и Иванчин-Писарев бывали в трактире, пели песни «Свободушка», «Барка» и другие.

П.М. Широчин приводит примеры, что народники не только проводили пропаганду среди крестьян, но пытались участвовать в крестьянском труде, чтобы быть ближе к народу. Так Н.А. Морозов «сначала пахал с потаповскими крестьянами, косил сено и крыл крыши, а затем отправился в деревню Коптево учиться кузнечному делу». В деревне Н.А. Морозов внушал крестьянам, что народу надо взять управление страной, как в иноземных государствах. Так же он попытался распространять народническую литературу, но оказалось, что вся деревня безграмотна.

Даниловский центр народнической пропаганды был разгромлен в июне 1874 г. по доносу Букова, отца одного из столяров потаповской мастерской. В.И. - 1974. - №9. - С. 216К концу двухлетнего периода деятельности народников в Даниловском уезде их влияние на крестьян было уже очевидным: крестьяне Даниловского уезда отличались своеволием духа. В целом же массы крестьян остались глухи к пропаганде народников.

Пропагандистская деятельность народников в Потапове убедила их самих в «наивности представления о коммунистических инстинктах мужика» В.И. - 1974. - №9. - С. 216. Вместо солидарности между крестьянами народники увидели рознь, вражду и заботу о себе. Таким образом, деятельность верхневолжских народников явилась в местном масштабе одним из вариантов той картины, которая была характерна для народнической пропаганды и деревне вообще.